Выставка Ярославского художественного музея «Триумф Венеры. Ню в искусстве» посвящена одному из самых древних, популярных, тонких и волнующих жанров искусства, жанру «ню» (фр. nu – обнажённый). В коллекции музея существует около тысячи работ, в которых для создания художественного образа в разной интерпретации использована обнаженная натура. На протяжении всей истории музей комплектовал этот раздел. На выставке представлены сто работ художников Западной Европы и России XVI–XXI веков, c эпохи Возрождения до наших дней – от Рафаэля до Эрнста Неизвестного. Эта часть собрания никогда не использовалась для публичного показа. Она, несомненно, представляет интерес для зрителей, поскольку имеет художественное качество, отражает путь стремления к высокому идеалу, в силу специфики предмета несет в себе элементы открытия и эпатажа.
Чаще всего жанр ню воспевает красоту женского тела. Неслучайно выставка получила название «Триумф Венеры» (триумф – победа, максимальное выражение идеи). Античная богиня любви и красоты Венера (греч. Афродита) всегда изображалась как прекрасная обнаженная женщина. Этот идеал поднят искусством на недосягаемую высоту. Он вызывает восхищение, поклонение, обожание, любовь, способен гармонизировать мир, который может существовать и воспроизводить себя только благодаря торжеству любви и красоты. Со временем имя античной богини стало нарицательным. Образ трансформировался в визуальный символ женской половины человечества.
Традиция изображения обнаженного тела в европейском искусстве уходит корнями во времена Древнего Мира, когда нагота воспринималась как здоровое, праздничное, торжественное обличие. Эпоха Возрождения широко использовала жанр ню в рамках мифологических, аллегорических, исторических сюжетов, классическими образцами которых стали работы Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Тициана. Искусство XVII–XVIII веков с его куртуазным характером с удовольствием подхватило и развило тему небесной и земной любви. Картины Франсуа Буше, Фрагонара, построенные на любовных страстях и эротической фривольности, априори предполагали использование обнаженной натуры. Живописные полотна этих мастеров получили широкое мировое признание во многом благодаря работам европейских граверов XVI–XIX веков, которые, опираясь на классические образцы, на протяжении столетий создавали собственные шедевры.
ХХ век с его новым динамичным мироощущением, свободой выбора, многообразием форм и смыслов дал более сложную и разноплановую трактовку обнаженного тела. Здесь женственность и чувственность модерна начала века (Л.С. Бакст, М.А. Добров, Н.К. Калмаков), полное отсутствие телесности в искусстве авангарда (Ю.П. Анненков, Н.С. Гончарова), неистребимая неоклассика (Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин), идеологическая ангажированность советской Венеры (А.Н. Самохвалов), большое стилистическое разнообразие использования и презентации обнаженного тела в искусстве постсоветского периода.
Потенциальные возможности, которые несет в себе «Венера» в отношении формы и ее эмоционального и смыслового наполнения, для искусства неисчерпаемы. Этот идеал постоянно меняется в зависимости от времени, моды, стиля, оставаясь неизменно волнующим и привлекательным, что убедительно демонстрирует выставка, получившая громкое название «Триумф Венеры».