Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочное объединение «Манеж»
20-ЛЕТИЕ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ МУЗЕЯ-МАСТЕРСКОЙ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР Д.А. НАЛБАНДЯНА
Открытие: 24 октября, четверг, 19.00
Место проведения: Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна
Адрес: Москва, Тверская ул., д.8, кор. 2, кв. 31.
Музей-мастерская Дмитрия Аркадьевича Налбандяна создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в 1992 году.
В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) художник переехал в 1956 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну…
Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», находится более 1500 работ художника, фотографии, личные вещи. В обновленной экспозиции будет представлено тематическое полотно «Встреча руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции» (1957 г.), уникальные фотографии личного фотографа Сталина Самария Гурария из архива художника, картина «В. И. Маяковский в Грузии» (1979 г.), рисунки разных лет, скульптурные работы автора.
На мероприятии будут присутствовать: племянница художника Сильва Соломоновна Навтикова, один из первых российских галеристов и аукционистов Леонид Шишкин, научные сотрудники музеев – специалисты в области соцреализма, представители Российской Академии xудожеств.
АККРЕДИТАЦИЯ:
+7 (495) 645 92 76,
***
ДМИТРИЙ НАЛБАНДЯН (1906-1993)
Дмитрий Налбандян - один из ярких представителей искусства советского времени. Он, как никто другой, наиболее полно отразил в своем творчестве основные ценности советского мировоззрения. Не секрет, что его называли придворным художником, «первой кистью Политбюро». И, действительно, Д. Налбандян - единственный, кто писал портрет «вождя всех народов» с натуры, у него в мастерской бывали видные представители политической и военной элиты, ему заказывали портреты крупные зарубежные деятели.
Сегодня творчество Д. Налбандяна, при всем разнообразии выборов и оценок его произведений, интересно не только как отражение художественных вкусов прошедшей эпохи. В новом социокультурном контексте искусство сталинского времени, искусство социалистического реализма и еще шире - ценности советской эпохи продолжают вызывать не только исторические, но и актуальные дискуссии.
Начало творческого пути Налбандяна падает на 30-е годы прошлого столетия, когда он после окончания Тбилисской академии художеств (1924-1929) приехал в Москву. Его творческий старт был на редкость удачен. Он становится членом МОСХа, активным участником художественных выставок, интенсивно работает над тематическими картинами, посвященными отображению исторических событий. C этого времени начался путь быстрого восхождения художника на официальный Олимп.
Многим хорошо знакомы такие хрестоматийные работы художника как «Ленин в 1919 г.» (ГИМ), «Ленин в Горках» (ГИМ), «Похороны Н. Баумана», (ГРМ), «В. И. Ленин и А. М. Горький на острове Капри среди итальянских рыбаков», «Вернатун» (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры, «В. Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году» (Музей-мастерская Д. Налбандяна), «Торжественный прием в Кремле 24 мая 1945 г» (РОСИЗО), «Сталин и Мао Цзедун. Великая дружба»» (РОСИЗО), «Встреча руководителей партии и правительства (Н. Хрущева) с представителями творческой интеллигенции» (РОСИЗО) и многие другие. В разное время художник писал портреты Сталина, Ворошилова, Буденного, Хрущева, Брежнева, никогда не отказывался от звания «кремлевского живописца» и по сути был «имиджмейкером» советской эпохи.
Всю жизнь мастер увлеченно занимался пейзажной живописью. Он писал все времена года – слепящую белизну снега, пожар осенней листвы, голубые тени первых весенних дней. Писал солнечный зной юга – Северного Кавказа, Крыма, родной Армении, много раз обращался к теме Москвы, запечатлел величавый образ Кремля, Красную площадь, стараясь передать особую красоту древней архитектуры столицы. Бывая в заграничных поездках, неизменно привозил множество набросков, этюдов. Впоследствии из них рождались циклы полотен об Италии и Греции, Франции и Испании, Англии и Японии. Особенно художник любил Индию, где его искусство было отмечено премией имени Джавахарлала Неру.
Ярче всего жизнелюбие мастера, его неукротимый темперамент, полнокровное оптимистическое восприятие жизни проявились в жанре натюрморта. Натюрморты Д. Налбандяна, выполненные в раскованной живописной манере, воспроизводят колористическое богатство и красоту окружающего мира.
Д. Налбандян шел в искусстве своим путем. Он был глубоко предан своей профессии как делу всей жизни. Обладал фантастической работоспособностью и огромным трудолюбием. Из 86 лет жизни более 70 было отдано искусству. До последнего дня он поднимался в мастерскую, где всегда стоял новый холст. Но главная черта – это какой-то органический, природный оптимизм мироощущения. Отпечаток этого оптимизма, жадного интереса ко всему, что окружало художника, лежит на всем его творчестве.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - сказал поэт. Дмитрий Аркадьевич Налбандян, признанный художник Страны Советов, прожил долгую и, в сущности, счастливую жизнь. Он никому не завидовал, ни от кого не отрекался, успешно выполнял заказ и в свободное время делал то, что хотелось. «Я - художник, я отображаю, что вижу».
Значительная часть творческого наследия Д. Налбандяна принадлежит крупнейшим музеям страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному Историческому музею и его филиалу – музею им. В. И. Ленина, Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО», многим музеям и картинным галереям Российской Федерации и бывшим странам СНГ, зарубежным музеям и частным коллекциям.