30 октября 2013 года в 17.00 в большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском открывается уникальная выставка «Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов».
В организации выставки приняли участие: Московский государственный объединенный музей заповедник, «Государственный музей керамики», музей «Усадьба Кусково XVIII века», ООО “Сов-Арт” а также частные коллекционеры.
Фарфор в России – больше, чем фарфор. В сюжетной линии росписей посудных форм, в фарфоровой пластике изображены многочисленные сюжеты повседневной жизни советского общества, отражающие развитие национальной культуры, менталитета и политического вектора общества. «Картинки из жизни» в фарфоре соответствуют развитию советского общества, его идеологическим направлениям.
В первые годы после революции 1917-го фарфоровые статуэтки в числе прочих атрибутов «буржуазного прошлого» подвергались осуждению как «мещанство», а заводы, где их делали – национализировались и разрушались. На смену белым слоникам, позолоченным ангелочкам и ажурным бабочкам пришел новый фарфор – фарфор советский! Ядром советского производства фарфоровых изделий нового времени стали, в первую очередь Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод) и Дмитровский завод.
Возглавивший советскую школу фарфористов Николай Михайлович Суетин (1897—1954) внес огромный вклад в развитие нового искусства фарфоровой пластики. В художественном оформлении фарфора Николая Суетина была поставлена проблема нового понимания ценности предмета, сделана попытка предельно выявить художественные качества вещи. В основу работ вошли принципы простоты, образной выразительности и функциональности изделий из фарфора. Возникли «индустриальные» мотивы, ассоциативно связанные с атмосферой эпохи первых пятилеток, времени небывалых планов и проектов социалистического строительства, повлекших за собой кардинальные перемены в жизни города и деревни.
Целая плеяда молодых мастеров, работавших рядом с первоклассным художником, унаследовала от него чувство стиля, пропорции, гармонии формы и росписи. Лидер советского фарфора Наталья Яковлевна Данько (1892—1942), с 1919 по 1941 год занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода. Скульптор, создавшая более трехсот произведений мелкой пластики, возглавила это государственное служение, охотно откликнувшись на тематические запросы времени. Она создала новую, советскую декоративную скульптуру в фарфоре. Ее героями становились простая фабричная работница и прославленная поэтесса, продавец газет и знаменитый актер.
В скульптурах: «Прачка», «Жница», «Девушка с книгой» многоуровневость форм обусловила каноничность и эмоциональную отстраненность изображения. Знаменитые фарфоровые композиции «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», «Папанинцы на льдине», «Колхозный молодняк» являются манифестацией новой жизни.
Музицирование, посадка деревьев, мальчик, кормящий жеребенка, жница, электромонтер, – все они подаются как некий, исполненный особой значимости ритуал. Здесь важно не жанровое начало, не изображенная мизансцена. Это – каноническое представление идеального образа советской жизни. В многочисленных сюжетах нашли отражения темы детства, ударного труда первых пятилеток, животноводства и машиностроения, праздника, как гимна советскому времени, и строительства метро.
В годы Отечественной войны фарфоровые заводы в основном были заняты производством, продиктованным военным временем. Но и в этот период были выполнены изделия, прославляющие труд и подвиг.
Особый расцвет фарфора падает на послевоенные годы вплоть до конца 60-х годов. Взоры многих художников обратились к наследию А.Т Матвеева. Скульптор немного работал в фарфоре, но образ, созданный им, стал эталонным. Именно у него учились наиболее яркие скульпторы – Г.С. Столбова, Л. М. Холина, С.Б. Велихова.
В дальнейшем пластический образ постепенно освобождается от идеологической нагрузки. Художественный акцент строится не на закодированной идеологии, а на соотношении художественных и эстетических задач. Немаловажную роль в освобождении фарфора от влияния политического лозунга сыграло обращение скульпторов к жанровым темам. Благодаря их разнообразию, фарфоровая скульптура постепенно обретает чувство естественности и теплоты эмоций. Композиции посвящаются семье, отражению новых бытовых и общественных реалий.
Для послевоенного искусства характерны жизнеутверждающие темы – изображение детей, природы, родного города, знаменитых артистов, литературных персонажей. Авторы Дулевского фарфорового завода внесли значительную лепту в развитие новой сюжетики и эстетической направленности скульптурных композиций и посудных форм послевоенного времени.
К открытию выставки выпущен буклет. На страницах издания представлены работы знаменитых художников-фарфористов – мастеров Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Дулёвского и Дмитровского заводов. Это произведения высочайшего художественного уровня, почти незнакомые современному зрителю. Здесь можно будет увидеть посуду – столовые и чайные сервизы, блюда, вазы, а также мелкую пластику – скульптуры и скульптурные композиции.
Издание можно приобрести после 30 октября в кассах, а также в сувенирных магазинах и киосках Коломенского – у Передних ворот Государева двора, в Стрелецких караульнях у Задних ворот и во дворце царя Алексея Михайловича.
Выставка работает до 9 февраля 2014 года.