23 января в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына прошла презентация художественного альбома-монографии "Антон Чирков. Работы на бумаге. 1935-1946". Альбом поступил в продажу книжного магазина ДРЗ им. А.И. Солженицына.
Антон Николаевич Чирков принадлежит к поколению «забытых»неофициальных художников-ровесников века, пришедших в искусство в 1920-х и создавших культуру высочайшей гуманистической ценности. Открывает альбом статья историка искусства Александра Балашова "Искусство поставангарда", где автор говорит об особенностях этого сложного явления и анализирует значение независимого искусства 1920-х-1930-х в культуре нового времени. Исследователь творчества А.Н. Чиркова искусствовед Млада Хомутова помимо описания художественных особенностей основных живописных работ художника, предлагает свою версию их потаенного смысла и содержания. Воспоминания учеников А.Н. Чиркова по училищу памяти 1905 года- Андрея Николаева и Евгения Утенкова (впоследствии известных художников) содержат интересный рассказ о личности и творчестве мастера, чьи произведения оставались в неизвестности более полувека. Представленные в альбоме графические листы (исполненные в технике акварели, пастели, гуаши) и работы на картоне (масло, гуашь), частично показанные на персональных выставках Музеем Востока (1997) и Государственной Третьяковской галереей (2003-2004), публикуются впервые.
"Московский живописец Антон Николаевич Чирков (1902-1946) воплощает собой редкий пример художественного самостояния в глухую репрессивную эпоху 30-х - 40-х годов. Темы его картин были далеки от того, чтобы угодить власть предержащим. Это был художник, который нес очень адекватное, драматичное и экспрессивное ощущение жизни. Этим ощущением и несгибаемой внутренней правдой, которая выливалась в его особую манеру, не подчинявшуюся идеалам академической законченности и парадной красивости, он оказал формирующее воздействие на поколение своих учеников, будущих нон-конформистов-шестидесятников. Не познав при жизни той известности, которой был достоин, как крайне необычный, самобытный, самостоятельный художник, мастер с огромной творческой волей, он пришел к российскому зрителю лишь в конце ХХ века через работы, показанные Музеем Востока, Музеем современного искусства и большой персональной выставкой в Государственной Третьяковской галерее" /А.И.Морозов, 2004 г./.
Произведения художника входят в собрания:
Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея искусства народов Востока,
Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого, Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина, Тульского художественного музея, Тверской картинной галереи, Ярославского художественного музея и Музея Русского Искусства в Миннеаполисе (штат Миннесота, США).
Автор-составитель альбома - внучка художника Елена Дм. Чиркова