Государственный центральный музей кино
и Общественный центр имени Моссовета
совместно с ГБУК г. Москвы "Московское кино"
Кино перемен
16 - 30 марта
Рубеж восьмидесятых и девяностых годов стал для русского кино по-настоящему уникальным временем. Ускорение, демократизация и эйфория гласности вместе с упадком общественной жизни породили кинематограф противоречий: от предчувствия свободы, пьянящего воздуха перемен к упадку и агонии советской власти. Перестроечное кино, за вычетом прогремевших и сыгравших свою роль в этом движении “Ассы”, “Маленькой Веры”, “Астенического синдрома” и немногих других фильмов, стало синонимом вырождения советской кинематографической традиции. На самом деле в эти несколько лет произошел настоящий бум кинопроизводства, другое дело, что далеко не все картины нашли своего зрителя.
Как признавался Элем Климов, советские режиссеры всю жизнь пробивали стену, не жалея рук и голов, но когда она рухнула, за ней оказалось зеркало. Каждый остался один на один со своим отражением, и на первый план вышла авторская чувствительность и способность пропустить через себя токи времени: кто-то разбирался с прошлым, другие критически подходили к настоящему, но всем приходилось быть еще и пунктиром в непрозрачное будущее. Результаты получились очень разными, но тем интереснее наблюдать за ними сегодня с безопасной дистанции. Перестроечное кино является тем мостом между двумя культурами, который мы потеряли, несмотря на общий для многих режиссеров той поры пафос «последнего советского фильма».
16 марта, воскресенье – 19.00
Кино перемен
ПЛЮМБУМ, ИЛИ ОПАСНАЯ ИГРА, СССР, 1986, 97 мин. 35 мм
Режиссер: Вадим Абдрашитов
Автор сценария: Александр Миндадзе
Оператор: Георгий Рерберг
В ролях: Антон Андросов, Елена Дмитриева, Елена Яковлева, Зоя Лирова, Александр Пашутин, Александр Феклистов, Владимир Стеклов, Алексей Зайцев
Золотая медаль на МКФ в Венеции в 1987 году.
Снятая на заре перестройки картина показывает, как борьба со злом сама может стать источником зла, если преступить границы дозволенного.
Подросток по прозвищу Плюмбум в свободное от учёбы время помогает милиции ловить бродяг и браконьеров. Опьянённый собственной властью, Плюмбум не останавливается ни перед чем.
19 марта, среда – 19.00
Кино перемен
ПИСЬМА МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА, СССР, 1986, ок. 90 мин. 35 мм.
Режиссер: Константин Лопушанский
Авторы сценария: Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков, Борис Стругацкий
В ролях: Ролан Быков, Иосиф Рыклин, Виктор Михайлов, Александр Сабинин, Нора Грякалова, Вера Майорова-Земская, Вацлав Дворжецкий, Светлана Смирнова
Гран-при на МКФ в Мангейме (Германия) в 1986 году.
Один из первых советских фильмов в жанре постапокалиптической антиутопии.
«Письма мертвого человека» начали создаваться в 1984 году при жесточайшей цензуре. Я, тогда еще молодой режиссер, взялся для дебюта за религиозную картину об атомной войне. Борис Стругацкий сказал: «В лучшем случае вас посадят». У нас были свои методы борьбы с цензурой. Мы использовали ложный сценарий: некоторые сцены вообще не снимали. Они были нужны лишь на бумаге для отчета. А потом пришел Горбачев и стало легче. Закончили фильм о ядерной угрозе мы … в день, когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС…» (Константин Лопушанский)
21 марта, пятница – 19.00
Кино перемен
АССА, СССР, 1987, ок. 150 мин. 35 мм
Режиссёр: Сергей Соловьев
Авторы сценария: Сергей Ливнев, Сергей Соловьев
В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Дмитрий Шумилов, Виктор Бешляга, Анита Жуковская, Виктор Цой, Натан Эйдельман
Культовый фильм конца 80-х годов, познакомивший массового советского зрителя с культурой андеграунда и запечатлевший дух перестроечной эпохи на фоне заснеженной Ялты.
Это была встреча массового советского зрителя с культурой андеграунда, которая своим безразличием к господствующей идеологии и принятому образу жизни подтачивала советский режим. Однако еще более важным оказался выход на большую сцену новой эстетики молодежной культуры, нового стиля поведения и нового героя, а вместе с ним – свободного творчества, еще не совсем признанного, но уже не запрещенного.
23 марта, воскресенье – 19.00
Кино перемен
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ, СССР, 1989, 153 мин. 35 мм
Режиссер: Кира Муратова
Авторы сценария: Александр Черных, Кира Муратова, Сергей Попов
В ролях: Ольга Антонова, Сергей Попов, Галина Захурдаева, Наталья Бузько, Александра Свенская, Павел Полищук
Специальный приз жюри на МКФ в Западном Берлине в 1990 году.
Двухсерийной картиной «Астенический синдром» Кира Муратова вынесла свой диагноз советскому обществу. Страдающие от депрессии и нервного истощения герои фильма пребывают в болезненном и ослабленном состоянии, которое только усугубляется безумием окружающего мира.
25 марта, вторник – 19.00
ЖЕНА КЕРОСИНЩИКА, СССР, 1988, 101 мин. 35 мм.
Режиссёр и автор сценария: Александр Кайдановский.
В ролях: Анна Мясоедова, Александр Балуев, Витаутас Паукште, Сергей Векслер, Михаил
Данилов, Евгений Миронов, Галина Стаханова, Николай Исполатов.
Гран-при за самый «странный» фильм на МКФ фантастического кино в Авориазе в 1990 году.
Мрачная фантасмагория Александра Кайдановского о различной судьбе двух братьев-близнецов, яркий пример темы двойничества в перестроечном кино.
Время действия - 1953 год. В маленький провинциальный городок приезжает следователь прокуратуры, чтобы разобраться в преступлении. Один из братьев оперировал мальчика. Другой ему ассистировал. Понадобилось переливание крови. Дорожа мгновением, хирург не проверил поданный ассистентом материал и влил больному кровь не той группы. Ребенок умер. Жизнь братьев резко изменилась. Один стал керосинщиком, другой — председателем горсовета.
26 марта, среда – 19.00
ЗАМРИ-УМРИ-ВОСКРЕСНИ! СССР, 1989, 105 мин., 35 мм
Режиссер и автор сценария: Виталий Каневский
В ролях: Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова
Приз «Золотая камера» Каннского кинофестиваля за лучший дебют в 1990 году.
Фильм повествует о жизни и взрослении подростков в крохотном шахтёрском городке, напоминающем арестантскую зону.
Один из первых фильмов, дерзнувших описать советскую действительность c той степенью откровенности и жесткости, которая способна потрясти даже современного искушённого зрителя.
27 марта, четверг – 19.00
ДУХОВ ДЕНЬ, СССР, 1990, 117 мин., 35 мм
Режиссер: Сергей Сельянов
Авторы сценария: Михаил Коновальчук, Сергей Сельянов
В ролях: Юрий Шевчук, Борис Голяткин, Геннадий Гарбук
Иван Христофоров обладает уникальной способностью – он предчувствует взрывы. Пытаясь понять причину и смысл этого загадочного дара, он обращается к семейной истории.
«Духов день» - осмысление уходящей советской действительности. Герой мечется между прошлым, несущим отпечаток детского мировосприятия, и настоящим, часто похожим на бред.
28 марта, пятница – 19.00
ПАНЦИРЬ, СССР, 1990, 91 мин., 35 мм
Режиссер: Игорь Алимпиев
Авторы сценария: Игорь Алимпиев, Петр Кожевников
В ролях: Петр Кожевников, Александр Спорыхин, Анна Перминова, Ольга Яковлева, Виктор Семёновский, Сергей Эрденко
Третий приз МКФ в Римини и Гран-при КФ «Дебют» в Москве в 1990 году.
«Панцирь» - социально-психологическая драма, в которой Алимпиев смешивает постановочные кадры с документальными, сон с явью, а жизни людей, подобно Виму Вендерсу, со взглядом ангелов. Но есть мир, куда их взор не проникает и куда резко осела наша жизнь — преисподняя: подвалы с бомжами, подземные переходы с нищими, жерло подземки, заглатывающей людские толпы.
29 марта, суббота – 19.00
ОЙ, ВЫ, ГУСИ… СССР, 1991, 88 мин., 35 мм
Режиссер и автор сценария: Лидия Боброва
В ролях: Вячеслав Соболев, Юрий Бобров, Галина Волкова, Нина Усатова, Светлана Гайтан, Марина Кузнецова
КФ «Кинотавр» в Сочи. Приз жюри «За прекрасный дебют» в конкурсе «Фильмы для избранных?»
КФ «Дебют» в Москве. Гран-при режиссёру Лидии Бобровой в 1992 году.
Было у отца три сына: один – уголовник, второй – инвалид, третий – алкоголик.
Рассказ о жизни в русской глубинке без прикрас. Отснятый в естественной обстановке, с участием в большинстве своем непрофессиональных актеров, фильм вызывает неподдельное ощущение реальности.
30 марта, воскресенье – 19.00
ОБЛАКО-РАЙ, СССР, 1990, 80 мин., 35 мм
Режиссер: Николай Досталь
Автор сценария: Георгий Николаев
В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников
«Серебряный Леопард», специальный большой приз жюри, приз экуменического жюри, приз молодежного жюри, приз Международной конфедерации экспериментального кино в Локарно в 1991 году.
Приз «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех» на первом кинофестивале «Кинотавр» в 1991 году.
Притча о простом и бесхитростном Коле, которого cкучная, тусклая и серая однообразность провинциального городка заставила выдумать, что он уезжает на Дальний Восток. Эта праздная выдумка определила его судьбу: Коля пишет заявление об увольнении, распродает мебель. За решение настолько круто изменить cсвою жизнь его не только уважают – ему завидуют. Только вот сам Коля уже не рад такому развитию событий, но пути назад нет.
Музей кино благодарит сотрудницу Пермской синематеки Анну Гилёву в помощи при составлении программы.
Стоимость билета – 100 рублей.
Адрес Общественного центра имени Моссовета:
г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро "Преображенская площадь" (последний вагон из центра).
Телефоны для справок: (495) 963-03-32; (495) 963-03-20.
www.museikino.ru