Государственный центральный музей кино
Общественный центр «Моссовет»
при поддержке ГБУК г. Москвы «Московское кино»
представляют
Ретроспектива Александра Довженко
к 120-летию со дня рождения
2 - 11 октября
Начало сеансов в 19.30.
Все фильмы будут показаны с плёнки 35 мм. Стоимость билета – 100 рублей.
Показы пройдут в кинозале Общественного центра имени Моссовета.
Адрес Общественного центра имени Моссовета:
г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро "Преображенская площадь" (последний вагон из центра).
Телефон для справок: (495) 963-03-20.
www.museikino.ru
Александр Петрович Довженко в мировой кинематографии не только занимает место, но и создает во всей мировой кинематографии новое место, новый вруб в жизнь. Он начинает новую разработку земли.
Александр Петрович по своему художественному опыту художник и писатель: у него свое чувство кадра, свое внимательное рассмотрение природы, новое ее осмысливание. У него свое слово, свое переосмысливание жизни, свое сочетание понятий и определение строя жизни.
Уже в немом кино в надписях звучало слово Довженко… Довженко услышал и произнёс в кино новое слово, заставил его зазвучать, когда ещё не было технических возможностей для звукового кино, хотя была уже в нем потребность…
Национальный художник Украины, он показал миру новое качество раскрытия обычного. Его вещи живописны и песенны. Песня всегда оценивает жизнь, в песне всегда присутствует голос как бы автора. Даже эпическая песня лирична. В ней виден не только мир, но и то, как оглядывает этот мир человек.
Глаза парубка и глаза дивчины видят вечер, и возвращающийся с поля скот, и цветущие деревья, которые мягко растушевываются в вечере.
Великая трудность стояла перед Довженко. Мир его песенный, а способ фиксации у кинематографии связан с фотографией. Мы снимаем мир, как будто не изменяя его, а песня рассказывает о мире, подымая его истину. Кино сопоставляет изображения и иногда переосмысливает их словами героев.
Отношение бытового и внутренне-душевного, то есть превращение внешнего во внутреннее, опосредствование мира народной душой — задача довженковских фильмов. Поэтому иногда они пестрели; в них вырывались еще не превращенные и не переоцененные и тем самым не проявленные в истинной своей будущности явления.
Это было в «Звенигоре» — одной из первых картин Довженко. Единство было достигнуто в «Земле»…
Победа Довженко не только приближалась — она была обеспечена…
Победа Довженко — вещь трудная для победителя, он всегда сражался вечным боем, шел не в общем ходе, его победы поздно обнаруживались, но они совершенно необходимы миру, потому что они являются выводом из нашей истории, из истории нового человечества.
За эти трудные победы мы должны быть благодарны художнику.
Виктор Борисович Шкловский
(Из книги «Жили-были». М.: Советский писатель, 1964)
2 октября, четверг – 19.30
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО, СССР, 1964, 64 мин. 35 мм
Режиссёр: Е. Григорович
Документальный фильм об Александре Довженко.
АРСЕНАЛ, СССР, 1929, 90 мин. 35 мм
Режиссёр и автор сценария: Александр Довженко
В ролях: Семен Свашенко, Георгий Харьков, Амвросий Бучма, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, Александр Евдаков, Андрей Михайловский, Борис Загорский, Николай Кучинский
О восстании рабочих киевского завода «Арсенал» против Центральной Рады Украины в январе 1918 года.
«В «Арсенале» Довженко нет сквозной фабулы, нет интриги, объединяющей группу героев-одиночек, тем более нет признаков авантюрности… Метод Довженко заключается в том, что он берет отдельных героев и придает им обобщенные социальные и классовые черты, поднимая их, таким образом, до символической высоты…»
(Адриан Пиотровский «Жизнь искусства», Ленинград, 1929, № 16 // «Арсенал». М.: Искусство, 1977. C. 206)
4 октября, суббота – 19.30
ЗЕМЛЯ, СССР, 1930, 79 мин. 35 мм
Режиссёр и автор сценария: Александр Довженко
В ролях: Семён Свашенко, Степан Шкурат, Юлия Солнцева, Елена Максимова, Николай Надемский, Иван Франко, Пётр Масоха, Владимир Михайлов
Поэтический шедевр Александра Довженко о ломке вековых деревенских устоев в период коллективизации. Вот в окружении детей и внуков умирает старый крестьянин - в саду, выращенном своими руками; вот хлебороб-труженник неторопливо думает свою думу о вступлении в колхоз, а его односельчане с верой в великие перемены встречают первый на селе трактор. Всех их объединяет любовь к земле - цветущей, плодоносящей, обильной, вечной...
В 1958 году в Брюсселе в результате международного опроса критиков фильм был назван в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов.
9 октября, четверг – 19.30
АЭРОГРАД, СССР, 1935, 77 мин. 35 мм
Режиссёр и автор сценария: Александр Довженко
В ролях: Степан Шагайда, Сергей Столяров, Степан Шкурат, Г. Цой, Никон Табунасов, Леонид Кан, Борис Добронравов, Евгения Мельникова, Елена Максимова
Начало 1930-х годов. В тайге большевики собираются строить новый город Аэроград.
Потомственный охотник Степан Глушак, бывший партизан, выслеживает в тайге пробравшихся из Маньчжоу-Го диверсантов. После долгой погони Глушак убивает одного из них, оказавшегося японским самураем. Другой успевает скрыться. В поисках диверсанта Глушак приходит к избушке своего старого друга, охотника Худякова, который находится в тайной связи с японцами и скрывает диверсанта...
«…В Аэрограде живёт сейчас Довженко. Этот город ещё построят.
К этому городу прилетят, чтобы его построить.
Люди вокруг этого города не приседают.
Седеют, не старея.
Дни жестоки и романтичны и жестоки не для себя.
Дни говорят полным голосом и с экрана обращаются к залу, когда их печаль очень велика…»
(Виктор Шкловский «У Довженко голос решающий» // «Довженко в воспоминаниях современников». М.: Искусство, 1982. C. 208)
11 октября, суббота – 19.30
ПОЭМА О МОРЕ, СССР, 1958, ок.100 мин. 35 мм
Режиссёр: Юлия Солнцева
Автор сценария: Александр Довженко
Композитор: Гавриил Попов
В ролях: Борис Ливанов, Борис Андреев, Михаил Царёв, Михаил Романов, Зинаида Кириенко, Иван Козловский, Леонид Тарабаринов, Георгий Ковров, Мария Виталь
Первая премия за исполнение мужской роли (Борис Андреев), Первая премия автору сценария (посмертно - Александр Довженко), Особый Почетный диплом (Юлия Солнцева) на Всесоюзном кинофестивале в 1959 году.
Ленинская премия (посмертно — Александр Довженко) в 1959 году.
Почетный диплом на МКФ в Лондоне (Юлия Солнцева) в 1962 году.
Драматическая кинопоэма, поставленная Юлией Солнцевой по сценарию Александра Довженко.
Из-за строительства гидроэлектростанции несколько сел обречены на затопление. Жители сёл должны навсегда расстаться с родными местами. Людям старшего поколения тяжело рушить родные дома, уничтожать сады - с ними связаны воспоминания о счастливой мирной жизни и о страшной войне. Молодёжь, наоборот, с энтузиазмом крушит всё старое, уверенная в том, что приближает светлое будущее...