Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку Владимира Яковлева "Бывает сон как зренье…", посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.
Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х - 1990-х годов, а также фотографии и архивные документы из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев (1934-1998) - одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники советского неофициального искусства - Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман - с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие - посвящают ему стихи. Название выставки - "Бывает сон как зренье…" - цитата из стихотворения Геннадия Айги "К портрету работы Владимира Яковлева" (1965).
Яковлев происходил из семьи "возвращенцев" с Запада. Его дед Михаил Николаевич - замечательный художник-импрессионист, представленный в коллекции Третьяковской галереи, большую часть жизни провел в Западной Европе, и на выставке в МАММ будет представлено несколько его избранных работ. В 1930-е годы Михаил Яковлев "по идеологическим соображениям" вернулся в СССР с женой бельгийкой и сыном Игорем (отцом Владимира Яковлева) - молодым инженером, выпускником брюссельского университета.
Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве "Искусство" и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.
Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов - после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо - и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи - в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо "Кошка, схватившая птицу" (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графические работы Пикассо из собрания парижского музея с тем же мотивом - в частности, "Кошку, пожирающую петуха" (1953).
Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. "Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае - история искусства) лишь повод для нового высказывания", - пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: "Яковлев <…> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства - это достижения одиночек, а не школ и направлений".
Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже.
Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии - из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. "… Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, "внутреннее" видение, компенсировавшее физический недостаток", - вспоминает Янкилевский.
После смерти матери в 1984 году Владимир Яковлев попадает в психиатрический интернат №30 и, с небольшими перерывами, проводит там четырнадцать лет - до своей смерти, наступившей в 1998 году.
Поэту Геннадию Айги принадлежит очень точное определение личности Яковлева - "высокотрагедийная личность уровня Ван Гога". В своих воспоминаниях Айги также сохранил для нас и слова самого Владимира Яковлева об искусстве и смерти: "Он говорил, что искусство - средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально. Разговор этот меня по своей экзистенциально-трагически-мучительной глубине буквально потряс. Я запомнил только одну фразу: "Искусство - это стаканом по голове"".
Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку "Бывает сон как зренье…" вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма "Черный квадрат" (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.
К выставке приурочено издание альбома "Бывает сон как зренье ...", 160 страниц, М.: Сканрус, 2014, составитель - Александр Кроник.
Открытие состоится 2 декабря в 19:00
Пресс-показ в 18:00 в Мультимедиа Арт Музее, Москва
Кураторы выставки: Ольга Свиблова, Анна Зайцева, Александр Кроник, Леонид Огарев