Государственная Третьяковская галерея представляет монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) — одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века.
Проект познакомит с ключевыми произведениями мастера, которые характеризуют динамику его развития и отражают его многогранное творчество. Экспозиция объединит около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Беларуси и частных собраний, включая его самые известные живописные полотна. Среди них — «Красавица» (1915) и «Масленица» (1916; оба — Государственная Третьяковская галерея), «Купчиха за чаем» (1918, Государственный Русский музей), «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства), а также одна из последних картин художника — «Русская Венера» (1925–1926, Нижегородский государственный художественный музей), созданная на обороте его более раннего произведения «На террасе» (1906). Впервые практически в полном составе будут представлены эскизы к спектаклю «Блоха», которые стали одной из вершин театральной деятельности Кустодиева.
Выставка займет второй и третий этажи Инженерного корпуса, охватывая все направления творчества Кустодиева — живопись, графику, театральные эскизы и скульптуру. Экспозиция начинается на третьем этаже, где представлена первая тематическая зона «Семья», включающая портреты жены и детей мастера. Здесь раскрывается внутренний мир художника, который неразрывно связан с его изобразительной деятельностью. Супруга Бориса Михайловича Юлия Евстафьевна была не только его спутницей жизни, но и музой. Во многих работах прослеживается ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии. Кустодиев запечатлевал жену с особой любовью, стремясь передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность.
Следующий раздел посвящен «Стране Кустодии», вымышленному миру оживленных улиц, заснеженных ярмарок и уютных городских пейзажей. Эта Россия — фантазийная, немного театральная, но наполненная подлинной любовью к народной жизни. Милых сердцу персонажей — купчих, купцов, крестьян и горожан, — автор запечатлевал внутри праздничных летних и зимних сцен. Отдельное место в экспозиции занимает цикл «Русские типы», где художник воспевает русских красавиц — величественных и жизнерадостных героинь его полотен.
Особое внимание уделено сценографическому наследию Бориса Кустодиева. В разделе «Театр» представлены эскизы к спектаклю «Блоха» (по рассказу Николая Лескова «О тульском косом Левше и о стальной блохе») для 2-го Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде. Художник сумел передать атмосферу народного балаганного действа, используя яркие цвета, декоративность и традиционные мотивы. При этом Кустодиев смело сочетал элементы изобразительного фольклора с авангардными художественными решениями, экспериментируя с формой, ритмом и цветом, что придавало постановкам особую выразительность.
Художник родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье кандидата богословия, преподавателя Астраханской духовной семинарии Михаила Лукича Кустодиева. После смерти отца его мать, Екатерина Прохоровна, оставшаяся в двадцать пять лет одна с четырьмя детьми, постаралась привить им любовь к искусству, литературе и театру. Начав профессиональный путь в духовном училище и семинарии, Кустодиев вскоре сделал выбор в пользу живописи, в 1896 году поступив в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставником был Илья Репин.
В историю отечественного искусства Кустодиев вошел как живописец, график, сценограф и скульптор, тонко передававший специфику российской жизни и народного характера. Его картины — это красочные жанровые сцены, пейзажи и портреты, наполненные любовью к русской культуре, быту и традициям. Объединяя в своих работах реалистическую живопись с элементами импрессионизма, модерна и символизма, мастер создал особый художественный мир, вдохновленный фольклором и народным искусством.
В 1916 году, после нескольких тяжелейших операций на позвоночнике, художник оказался прикованным к инвалидному креслу, однако продолжал создавать яркие, жизнеутверждающие полотна. Его искусство, пронизанное оптимизмом и любовью к жизни, стало отражением его внутренней силы.
К выставке подготовлен альбом-каталог о творчестве Бориса Кустодиева. В нем, наряду с публикацией научных статей и новых архивных документов, воспроизводится редкое издание «Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева» с повестью Евгения Замятина по мотивам произведений художника. Экспозиция сопровождается широкой мультимедийной программой.
Погрузиться в творчество Бориса Кустодиева и получить новый опыт в знакомстве с его искусством помогут технологии Сбера. Посетители выставки узнают интересные детали и факты о произведениях мастера благодаря AR-гиду на основе нейросети GigaChat, воплощённому в собирательном образе кустодиевской купчихи. GigaChat также проанализировал ряд картин художника, а затем на основе этих описаний искусственный интеллект создал музыку и аудиоэффекты — гул толпы, шум природы и другие аутентичные звуки. Это дополнение усиливает атмосферу полотен, позволяя зрителям ощутить себя внутри яркого, живого мира художника. Помимо этого, гостям выставки доступна онлайн-фотозона: с помощью нейросети Kandinsky каждый желающий сможет оказаться на одном из знаменитых полотен Бориса Кустодиева и стать частью его колоритной вселенной.
Куратор: Ольга Дмитриевна Атрощенко
Даты проведения выставки: 30 апреля 2025 — 28 сентября 2025
Место проведения: Инженерный корпус Третьяковской галереи, 2-3 этажи.