НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Гариф Басыров. Другое измерение

c 26 апреля по 22 июняМосква
Гариф Басыров. Лист № 2. Из серии «Люди с грузом». 1986. Бумага, офорт. Частная коллекция
Гариф Басыров. Из серии «Спорт». 1980. Бумага, тушь, перо, цветной карандаш. Частная коллекция
Гариф Басыров. Спорт V. Из серии «Обитаемые пейзажи». 1991. Тонированный картон, цветной карандаш. Собрание семьи художника
Гариф Басыров. Снежная крепость. Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988. Тонированный картон, цветной карандаш, пастель. Собрание семьи художника
Гариф Басыров. Объект. Из серии «Обитаемые пейзажи». 1990. Бумага, цветной карандаш, цветные метки. Собрание семьи художника
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Другое измерение» Гарифа Басырова — художника и иллюстратора, без которого история современного отечественного искусства второй половины XX века была бы неполной. На выставке представлены его главные серии 1970–1980-х годов, среди которых — рисунки «Обитаемые пейзажи» и «Горожане за городом», офорты «Космос», «Люди с грузом», «Спящие» и др., а также иллюстрации к культовому журналу «Химия и жизнь», сформировавшие визуальную культуру не одного поколения читателей.

Гариф Басыров родился в 1944 году в поселке № 26 АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жен изменников Родины) в Казахстане. В 1958 году поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу. В 1963–1968 годах учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК) на художественном факультете. Коллективная работа над фильмами тяготила индивидуалиста Басырова, который считал, что «художник должен быть одинок», ведь «рождение, творчество и смерть происходят в одиночку, и коллективизм здесь неуместен». После окончания ВГИКа он полностью посвятил себя рисованию, а также начал заниматься офортом и литографией в Студии имени И.И. Нивинского. Графика стала его основным медиумом.

В 1965 году на излете оттепели в СССР появился научно-популярный журнал «Химия и жизнь». Помимо научных статей в нем публиковались фантастические рассказы классиков жанра — Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Станислава Лема и многих других. В 1970-е журнал стал одной из ключевых платформ для художественных экспериментов. Его специфика допускала гораздо бо́льшую стилистическую свободу в иллюстрациях, и редакция привлекала к работе лучших художников. Гариф Басыров пришел в «Химию и жизнь» в 1975 году и проработал там в течение 15 лет. По выражению директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева (2000–2010) Давида Саркисяна, Басыров произвел «эстетическую революцию» в журнале. Выпуски с его оригинальными и остроумными иллюстрациями были невероятно популярны, за ними охотились и взрослые, и дети.

Журнальная иллюстрация Басырова отсылает к эстетике сюрреализма как наиболее созвучной научно-популярному изданию. Интерес к сюрреалистам и метафизикам — Рене Магритту, Максу Эрнсту, Джорджо де Кирико и др. — актуализировался в среде советских интеллектуалов и неофициальных художников в 1960-е годы. Юрий Нолев-Соболев, Юло Соостер — обладатель большой библиотеки художественных альбомов сюрреалистов, присланных родственниками из Швеции, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский и многие другие в той или иной мере прошли через «сюрреалистическую» настройку глаза.

В больших графических сериях «Обитаемые пейзажи» и «Горожане за городом», над которыми Гариф Басыров работал «для себя» с конца 1970-х до начала 1990-х годов, он переосмыслил приемы метафизического и сюрреалистического искусства и создал изобразительный язык, не вписывающийся в рамки конкретного художественного направления. Поэт и художник-концептуалист Дмитрий Пригов писал о графике Басырова: «…хрупкий лист бумаги <…> есть метафора человеческого существования, где в видимой уязвимой оболочке тела умещается огромный замысел».

Персонажи Басырова обитают в «мерцающих» пейзажах. Это узнаваемые сомнамбулические ландшафты спальных районов (натурой для большинства работ стал московский район Матвеевское, в котором жил художник) и в то же время бескрайние марсианские пустыни. Микрорайон, или «наш „эдем“», как называл его Басыров, увиден художником как планета. Круглящаяся и вздымающаяся земля на его рисунках напоминает о теории «планетарного» или сферического видения Кузьмы Петрова-Водкина.

В основе художественной вселенной Басырова лежит разомкнутая драматургическая структура, близкая природе кинематографа. Она придает фантасмагорический характер по сути жанровым сценам. Горожане бегут, играют, плывут, дерутся, но их действия подчеркнуто лишены начала и конца. Застывшие в беспредельных пространствах они принадлежат не только своей действительности, но и иной, метафизической реальности. Персонажи увязают в неприютных ландшафтах, буквально прорастая в них, или, напротив, растворяются, распадаясь и рассеиваясь в воздухе. А еще — вот парадокс — они летают.

Их тучные тела, навьюченные тяжелыми грузами, зажатые в тесные пиджаки и пальто, внезапно оказываются почти невесомыми и, вопреки законам гравитации, воспаряют над окраинами города. Какой-то внутренний экзистенциальный импульс заставляет этих людей вглядываться в облака, смотреть за горизонт, на звезды и приподнимает их над землей.

Полет как способ прорваться сквозь бесцветную повседневность и обрести свободу — один из сквозных мотивов неофициального искусства 1970–1980-х годов. В концептуальном альбоме Ильи Кабакова «Полетевший Комаров» (1974) разворачивается история о летающих людях, которые то «висят в пространстве, почти не двигаясь», то «стараются подняться как можно выше и улететь так далеко, чтобы их совсем „не было видно“». В его же инсталляции «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1985) одержимый мечтой персонаж совершил побег, катапультировавшись из коммунальной квартиры прямо в космос. В 1983 году на советские экраны вышел фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», отразивший настроение позднесоветского поколения. Главный герой мечтает улететь от опостылевшей действительности, но летать он способен только во сне.

Работы Басырова тонко и точно отразили эпоху 1970–1980-х годов. «Ощущение тайны бытия, вообще тайны — оно есть везде. И эти персонажи в цигейковых воротниках тоже чувствуют ее присутствие. <…> Они пытаются прикоснуться к тайне и усилия свои не оставляют даже в очереди за пивом, ведь они никогда не попадут в Гималаи, поэтому слушают космос здесь», — говорил художник.

Параллельно со своими «большими» циклами с 1980 по 1991 годы Басыров работал над миниатюрными рисунками и создал около восьмисот произведений. Тончайший график, Басыров в крошечных листах выстраивал напряженные пульсирующие пространства своего макрокосмоса.

В начале 1990-х годов Гариф Басыров практически перестал заниматься фигуративным искусством и перешел к абстракции. В 1995 году он создал серию объектов-бриколажей «Инкубусы» (от латинского слова incubus — «кошмар») из обломков, найденных на даче после урагана. Художник говорил, что «это куклы, игрушки или божки, сделанные в следующем тысячелетии, найденные еще позже, но выставленные сегодня. <…> следы разных цивилизаций — от древних до будущих». «Архаические» антропоморфные фигурки кажутся артефактами тех недосягаемых планет, к которым стремятся басыровские герои.

В творчестве Гарифа Басырова высокое и низкое, трагическое и комическое соприкасаются друг с другом. В его работах есть ирония, порой граничащая с гротеском и абсурдом, но в каждой из них пронзительно сквозит сиротливое одиночество персонажей, которым очевидно сочувствует автор. Словно пребывая в летаргическом сне наяву, они тоскуют о далеких неизведанных мирах и мечтают о полетах за пределы земного тяготения.

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова.

Когда: 26.04 - 22.06.2025.

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва.

www.museum.ru/N86809
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.04.2025  x    ?  


Праздник "День Русского музея" в Михайловском дворце

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

"Вернуться к себе": памятники русской старины из частных собраний XIX века

Выставка «Русские императорские сервизы» в Русском музее

Первый пуск фонтанов / Петергоф

Фестиваль песчаных скульптур 2025 в Петропавловской крепости

Выставочный проект "Восстаёт во славе" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

«80 мгновений весны»: Библионочь-2025 в Библиотеке для молодёжи

Выставка «Иконы советского периода» в усадьбе Измайлово

Гариф Басыров. Другое измерение

Ленинград в блокаде. В.П. Калужнин. Выставка одного экспоната

Выставочный проект "Этот день мы приближали…" в Российском национальном музее музыки

Около Музея Победы состоялся «Автопробег Победы»

Выставка "Возвращение" в фойе Большого зала Петербургской филармонии

Презентация книги "Псковские харатейные грамоты Елеазарова монастыря XV века (новые открытия)"

Свидетельства войны. 1941–1945. Новые поступления в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка "Кирпичная российская империя" в Петропавловской крепости

К 155-летию В.И. Ленина. Реэкспозиция мемориальных залов в Музее политической истории России

Выставка «Образ Победы Сергея Конёнкова» в Музее-мастерской С.Т. Конёнкова (Москва)

К 80-летию Победы. Выставочные проекты в Русском музее фотографии

"Я написал Вам по-французски…" - выставка из цикла "История одной жизни"

Выставка «Между Марсом и Венерой. Искусство Франции XVII века» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

Они расписались на Рейхстаге. Женщины-медики Великой Отечественной войны

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Бахрушинский музей открыл музей Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского

Выставка «Семь фронтов – одна жизнь»

«Москва: сохраняя память, создавая будущее» - фотовыставка на Чистопрудном бульваре в Москве

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»

Вернисаж сезона Май/Июнь'25 в Арт-центре "Пушкинская-10"

«Иосиф Бродский. Небытие на свету». Проект-исследование к 85-летию со дня рождения поэта

Выставка Дмитрия Сироткина "Лето" в Музее Достоевского

Библионочь в Российской национальной библиотеке

"Времена года в Коломне" - выставка Елизаветы Соколовой в музее-квартире А.А. Блока

Выставка «Школа правды» в Красногорском филиале Музея Победы

Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Узор в декоративном искусстве Нового времени» в музее-заповеднике «Коломенское»

Победителям посвящается! Выставка к 80-летию Великой Победы в Новосибирском художественном музее

Выставка "Фронтовой рисунок" в Ростовском музее изобразительных искусств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru