19 декабря в 15.30 в Музее истории религии открывается выставка «От Рождества до Крещения: святые вечера», на которой представлен спектр сюжетов, включающий в себя самые яркие зимние российские праздники – Сочельник, Святки, Новый год, Рождество, Крещение – и отраженный в печатной графике и живописи XIX-XXI веков из фондов музея. Особенность выставки – картины современных петербургских художников на тему Рождества и Крещения.
Народные святочные традиции, имеющие языческие корни, неизменно привлекали внимание художников.
Праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и воспринимались как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. В старину на Руси эти зимние праздники были связаны с прославлением рождества Коляды – ипостаси Даждьбога. Главное торжество приходилось на 21 декабря и продолжалось три недели. Этот месяц имел название Колядень, и в течение его по улицам ходили колядники, которые за угощения исполняли колядки – песни с пожеланиями благополучия и процветания. Языческие святки отмечались радостно, со множеством магических ритуалов (Л.И. Соломаткин, «Купчиха у ворожеи»). Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем (С.Д. Милорадович, «Гадание на картах»). Веселье и культовые действа помогали пережить темные и холодные зимние дни.
После принятия христианства языческие традиции постепенно вытеснялись. Однако многие элементы древних святок сохранились и стали частью уже христианского Рождества и святок, а также празднования Нового года.
По современному календарю начало святок приходится на Рождественский сочельник 6 января, а заканчивается Крещением 19 января. Рождество – главнейший христианский праздник. В первые три века христианства, когда гонения ограничивали свободу христианских богослужений, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Позже праздники Рождества и Крещения были разделены периодом в двенадцать дней, но объединены общей идеей Богоявления. В Русской православной церкви данный период получил название святок – святые дни.
На период святок издревле приходилось время свадеб и сватовства (К.В. Лебедева «Первая встреча молодых»), народных гуляний, пиров и колядований, прославляющих новорожденного Христа. Несмотря на то, что Православная церковь считает ритуалы с предсказаниями языческими забавами, гадания и игрища с переодеванием в дни святок были и остаются очень популярными.
Евангельских сюжеты, связанные с рождественской тематикой – «Рождество Иисуса Христа», «Благовестие пастухам», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Крещение Христово», - широко представлены в творчестве не только старых мастеров, но и современных художников. Однако, трактовка библейских образов, например, на вошедших в состав выставки полотнах В.А. Татаренко и С.Е. Бессонова, существенно отличается от традиционной. Так, например, на картине В.А. Татаренко «Праздник Рождества» знакомый всем сюжет предстает в необычном ракурсе – таким, как видит его Младенец Христос из яслей.
В XXI веке святочные традиции существенно трансформировались. Но неизменным остается ожидание рождественского чуда, святочные гуляния и крещенские морозы…