В начале марта в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открыта выставка «Тепло женской души», представленная Каргопольским музеем.
На выставке можно познакомиться с предметами традиционных каргопольских ремесел: ткачеством, вышивкой, золотным и лоскутным шитьем. Наряду с этнографическими предметами выставка демонстрирует авторские работы наших современниц. В конце XIX – начале XX века получила распространение техника изготовления половиков на ручных ткацких станах, а в XX веке – шитье из лоскута ковров-панно.
Открыли выставку заместитель директора РИАМЗ по научно-просветительской деятельности Зинаида Григорьевна Артемкина и заведующая отделом научно-экспозиционной работы Каргопольского музея Ирина Викторовна Онучина. Елена Дикова, член Союза художников РФ, старший научный сотрудник Каргопольского музея, провела мастер-класс «Каргопольская кубовая набойка».
Экспонируемая коллекция текстиля Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, более 120 предметов, датируется XIX – XX вв.
Прежде всего, это традиционный женский костюм, бытовавший в крестьянской среде. В каждом регионе он имел свои особенности и отличия, проявившиеся в крое, декоративном убранстве, головном уборе. Каргопольские рубахи второй половины XIX века имели широкие чуть ниже локтя рукава, глубокий присборенный ворот, сарафан – узкие длинные лямки. Будничный сарафан шился из пестряди, а праздничный – из узорного ситца, шелка, кашемира, атласа, парчи. Наряду с просто сарафаном носили также шелковую «пару», дополнением к сарафану служила душегрея. Такая одежда была праздничной. Позднее душегрею сменил «казачок» в талию и кофта-«косополка».
Головной убор молодой женщины – кокошник, именуемый «каргопольский» отличается приподнятым очельем, по краю которого спускается густая сетка поднизи, низанная бисером и жемчугом, виски прикрыты вытянутыми «наушниками-паушами». Девушки носили перевязки – широкий головной обруч, обтянутый кумачом с нашитым галуном и жемчужной поднизью. Пожилые женщины надевали сороки.
Богатый костюм каргопольской крестьянки включал расшитый золотом платок. Узоры на платках – солярные знаки, конские ладьи, пышное древо – отголоски архаичных представлений об устройстве мира.
Вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства на Каргополье. Ее отличительной особенностью является орнаментальное богатство, сюжетное разнообразие, применение самых разных приемов шитья. Многие предметы: полотенца, подзоры, рубахи, передники, были обрядовыми и поэтому сохранили древние изводы орнаментов.
В крестьянской среде была популярна и синяя кубовая набойка, заменявшая дорогие привозные ткани. Из нее шили одежду, широко использовали в быту.
Настоящая выставка выявляет глубокие корни художественных традиций Каргополья, неиссякаемый творческий потенциал многих поколений.