НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Легкое воспоминание»

c 25 марта по 26 апреля 2015Смоленская область
 Б. М. Козмин. Петровское. Источник. 1998
Э. Я. Выржиковский. Святогорский  монастырь. 1969
В. П. Кранц. Тригорское. Дом Осиповых-Вульф. 1978
В. В. Лысюк. Петровский парк. Осень. 1985
25 марта 2015 года в «Государственном историко-культурном и природном музее-заповеднике А.С. Грибоедова «Хмелита» открывается выставка живописи из собрания Пушкинского Заповедника.

Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903 - 1993) – директора музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» с 1945 по 1989 год, Героя Социалистического Труда, заслуженного работника культуры Российской Федерации, члена Союза писателей России. Делом всей его жизни стало воссоздание музеев-усадеб и той культурной и природной атмосферы, обаяние которой разбудило творческий гений А.С. Пушкина. Приехав в Псковскую область в 1945 году, Семен Степанович вместе с небольшой группой соратников восстанавливал Михайловское и Святогорский монастырь, разрушенные во время Великой Отечественной войны, Тригорское и Петровское, разоренные еще в 1918 году, создал музей «Водяная мельница в д. Бугрово».

Семен Степанович Гейченко обладал замечательным свойством характера – объединять вокруг себя творческих и талантливых людей: художников, музыкантов, исполнителей и литераторов. Приглашая их в Заповедник, он открывал для них прекрасный в своей простоте и волшебный в своей многообразности мир русской природы. Он «прививал» им любовь к русской словесности, учил видеть красоту в каждой частице мироздания и «творить добро повсеместно», как призывал А.С. Пушкин. Благодаря соавторству музейного хранителя и его творческого окружения природные, усадебные и ландшафтные объекты стали художественными и получили широкую известность, складываясь в неповторимый облик пушкинского Михайловского: «серебряная ива / Над бархатным прудом, /И дом, горбатый мостик / Через ручей, и круг / Старинных лип…» (М. Дудин. Легкое воспоминание // Непобедимой жизни праздник. «Геликон-Плюс», СПб, 2011).

В 1949 году в музей-заповедник приехал народный художник РСФСР, академик, лауреат Сталинской премии первой степени Александр Иванович Лактионов (1910 – 1972). Накануне 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина художник поставил перед собой задачу изобразить поэта на фоне псковской природы, того уголка земли, где он провел «два года незаметных». Лактионов много дней посвятил изучению биографии и творчества поэта, работал в библиотеке, архиве, музее. За время пленэра появилось несколько живописных работ и множество этюдов, позднее дописанных в мастерской художника. В них отразились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация. С.С. Гейченко писал: «В своем полотне художник стремился разрешить труднейшую задачу монументальной картины – органически связать фигуру А.С. Пушкина с окружающим пейзажем. Пейзаж на картине Лактионова не играет декоративной роли, а дополняет характеристику живописного образа поэта». (С.С. Гейченко. В мастерской художника А.И. Лактионова // «Псковская правда», 15 мая 1949 года). Сам художник, вспоминая время, проведенное в музее, написал: «Целый год я прожил здесь, в Михайловском, с кистью в руке. Пушкин всегда был со мною рядом, и я просил у него совета, и он во всем мне помогал, писал ли я старую березу или стадо на берегу Сороти, или изображал самого поэта, сидящего на «диване Онегина» в Тригорском».

В послевоенные годы впервые приехал в музей-заповедник народный художник СССР Петр Тимофеевич Фомин (1919 - 1996) и с этого приезда стал на долгие годы другом этих мест. Более 20 лет приезжал он сюда на пленэры. «Они для меня всегда новое, неожиданное волнение и указующий перст…» - говорил художник о пушкинских местах. Любимым жанром для художника был русский пейзаж, который стал основой его творчества. Неброская красота русского севера, изменчивость состояний природы, быстрая смена времен года – все это волновало и побуждало к творчеству («Петр Фомин. Живопись». Серия «Святогорская галерея». - Сельцо Михайловское, 2005).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Алексей Константинович Соколов (1922 - 2001)познакомился с С.С. Гейченко во время работы в Пушкинском Доме. В музей–заповедник Соколов приехал накануне 150-летия А. С Пушкина в 1949 году и высоко оценил гражданский подвиг музейного хранителя по возрождению пушкинской усадьбы. «Все чувствовали себя здесь частицей общего братства, становились добрее, сердечнее. Старались помочь Заповеднику, чем могли, и всегда были и будут благодарны Семену Степановичу за общение с ним и его друзьями, за участие в общем деле», - вспоминал позднее художник. Более чем за полувековой период служения искусству А.К. Соколовым было написано большое количество портретов, пейзажей, сюжетных картин. Среди знаменитой «соколовской» галереи портретов достойное место занимает портрет хранителя Пушкинского Заповедника: «Портрет Семена Степановича был одним из самых сложных для меня. До работы над портретом я его много рисовал и каждый раз я открывал в нем что-то новое» (Н. Н. Попова. Художник и время. В альбоме: Алексей Соколов. Живопись. Санкт-Петербург, 2005.). Уже будучи смертельно больным, Семен Степанович, два года не выходивший из дому, нашел в себе силы доехать в Петровское на 70-летний юбилей А.К. Соколова, чем сделал другу и его гостям большой подарок.

В 60-е годы несколько раз приезжала в Михайловское Мария Леонидовна Рудницкая (1916 - 1983). Ее супруг, выдающийся ленинградский график, народный художник РСФСР Василий Михайлович Звонцов (1917 - 1994) был другом, соратником и помощником музейного Хранителя. Имея дачу в Псковской области, семья художников часто навещала Михайловское, а Мария Леонидовна делала этюды, зарисовки и наброски в окрестностях Михайловского. Позднее биографы подметили ее тягу к пленэрной живописи. Так родились замечательные работы, изображающие ганнибаловские вязы, тригорский парк, господский дом в Петровском, старый пруд с белыми кувшинками, отличительной чертой которых является меткость характеристик и изысканность колорита. Будучи ярким представителем ленинградской школы реалистичной живописи, М.Л. Рудницкая привносила в работы ощущение подлинности, нравственной чистоты и стремление видеть прекрасное в каждой частичке мироздания. Ее работы романтичны и наполнены ощущением тихого и спокойного счастья.

Получивший большую известность в России и за рубежом народный художник СССР Борис Валентинович Щербаков (1916 - 1996) несколько лет подряд приезжал в Псковскую область, Чаще всего это было летом, но задерживался художник здесь до глубокой осени. Еще в начале 1950-х у него родился грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями, показать места, где жили и трудились эти великие умы, откуда они черпали свое вдохновение. Серия «По памятным литературным местам» включает в себя около четырехсот произведений. Художник поставил перед собой задачу показать отношение великих русских писателей к Родине, к их родным местам, воспетым в стихах и романах. Мастер стремился не просто написать пейзаж, но передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу... «Я хочу языком линий и красок передать настроения и чувства, которые природа Михайловского будит в человеке» - говорил художник директору Заповедника (С.С. Гейченко. Заповедные места в творчестве художника Б. Щербакова // «Знамя труда», 5 июня 1966 г.) Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин был любимым поэтом художника. Со слов дочери, художник знал множество стихов Пушкина наизусть. «Сказки Пушкина ему читала в детстве мать, а он, еще не умея читать, рисовал к ним иллюстрации. Восемнадцатилетним юношей он ездил в Святогорский монастырь поклониться праху великого поэта». В 1964 году он приехал в Михайловское со своей семьей. Жили в походных условиях, спали под брезентом. Днем самозабвенно работали, а вечер проводили в разговорах с директором музея С.С. Гейченко, читая стихи и слушая истории из жизни А.С. Пушкина. Вот как вспоминает это время дочь художника: «Борис Валентинович работал много и вдохновенно, стараясь запечатлеть каждый заповедный уголок: аллею Керн в Михайловском парке, Тригорское, Петровское (имение деда Пушкина, Ганнибала) - границу «владений дедовских», быстрое течение Сороти - каждую пядь земли, по которой ступала нога поэта, каждую березу, ель или дуб, воспетые в стихах. В названиях работ цикла часто звучат пушкинские строки» (Г.Б. Щербакова. Творчество Б.В. Щербакова // artlib.ru/index.phр). В своих картинах он старался связать описание природы в литературных произведениях с конкретными местами, передать настроение и атмосферу, вдохновившие поэта.

Частым и желанным гостем в доме Семена Степановича был заслуженный художник России Эдвард Яковлевич Выржиковский (1928 - 2008). Выржиковский писал жанровые картины, портреты, натюрморты, но известность получил как мастер пейзажной живописи. Искусствоведы говорили о том, что он «был чуток и к гармонии ландшафта, и к красоте предметов». Старинные русские города с главами церквей, берега полноводных рек, просторы полей, таинственность лесной чащи – основные мотивы его лирических пейзажей. В реалистичном отражении вечных образов России Эдвард Выржиковский был последователем Левитана и Кустодиева. С начала 60-х годов художника увлекла пушкинская тема: с этюдником он обошел все самые потаенные уголки пушкинской усадьбы, выбирая неожиданные ракурсы и отражая состояние природы в разное время года, суток и погодных условий. По словам Семена Степановича Гейченко, художника вдохновляли «места овеянные духом присутствия великой личности поэта»; он стремился «передать дух изображаемого им места», в каждой его картине «незримо присутствует Пушкин» (С.С. Гейченко. Новая выставка в Тригорском // «Пушкинский край», 4 июня 1970 г.)

В 1970-е годы приобрел известность как мастер лирического пейзажа живописец Владимир Павлович Кранц (1913 - 2003). Бoльшая часть работ художника была написана с натуры во время творческих командировок по Крыму, Кавказу, Байкалу, Прибалтике и Псковской земле. Михайловское заняло особое место в жизни мастера. В 1979 году после персональной выставки в Петровском Кранц передал в музей несколько десятков своих работ. «Преклоняясь перед светлой памятью великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, я приношу музею его имени - Пушкинскому заповеднику - свой скромный дар - 44 своих живописных полотна, отражающих природу дорогих всем нам славных мест», - говорится в дарственном письме. С огромной любовью, проникновением запечатлел художник изгибы Сороти, дом и усадьбу поэта, древние стены Святогорского монастыря, аллеи парков Петровского и Тригорского. Очаровывает необычайная достоверность пейзажей, точность рисунка и богатство палитры. В его картинах воссоздан дух поэзии пушкинских мест. Семен Степанович Гейченко в 1980 году написал: «Картины Кранца лиричны, задушевны. Они радуют сердца всех людей – и молодых, и старых. Природа нашего края, "красою вечною сияющая", воспета художником в самых разных моментах ее бытия, во все времена года. В полотнах его "зримо" звучат осенние, весенние, зимние мотивы лирики Пушкина».

В 1957 году по инициативе С.С. Гейченко в Пушкинском Заповеднике была организована летняя практика студентов графического, а позже и живописного факультетов Академии художеств им. И.Е. Репина. Поработать на пушкинской земле, отображая ландшафт, воспетый в произведениях великого поэта, интерьеры, в которых он писал свои бессмертные строки, иллюстрируя его произведения, было честью, проверкой и удачей для молодых художников. Семен Степанович внимательно следил за ходом студенческой практики: составлял план проведения экскурсий и творческих встреч с художниками, интересовался бытовыми условиями и лично отбирал работы для отчетной выставки. С 1978 года студенческой практикой живописцев руководил действительный член Российской Академии Художеств, профессор мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина PAX, заслуженный художник России Сергей Николаевич Репин (р. 1948). Полюбив всем сердцем Псковскую землю и найдя друга в лице михайловского хранителя, Сергей Николаевич построил дом и мастерскую в деревне Дедовцы, прямо напротив дома С.С. Гейченко, и вот уже 35 лет художник с удивительным мастерством пишет «подвижные картины» михайловских окрестностей, удачно сочетая живописные и графические приемы. От пейзажей веет удивительным покоем и тишиной, свойственным вечной красоте «равнодушной» природы - летней, осенней, весенней. Творческие интересы и возможности С.Н. Репина многообразны, а его творчество свидетельствует о ярком художественном даровании.

В начале 80-х для прохождения летней практики в Пушкинский Заповедник приехал Виктор Владимирович Лысюк (р. 1954). Волшебная красота Пушкиногорья, или задушевное общение с Семеном Степановичем, или «пушкинская прививка», полученная во время этих встреч в Михайловском, побудили заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, председателя правления Псковского регионального отделения Союза художников России навсегда связать свою жизнь с музеем. Гейченко, открывая выставку В.В. Лысюка в 1988 году, написал: «Живя в Пушкиногорье, художник глубоко проник в тайны природы этих мест. В его произведениях звучит эхо Пушкина – его стихов и строф деревенских глав «Евгения Оенгина». Рассматривая произведения художника, зритель не может не чувствовать вдохновенность мастера».

В 1974 году начались восстановительные работы на усадьбе Ганнибалов в Петровском, в этом же году Семен Степанович Гейченко приглашает на работу в музей Бориса Михайловича Козмина (р. 1937). Больше десяти лет до этого момента Борис Михайлович ежегодно приезжал в Пушкинские Горы, «созерцая с кистью и холстами пейзажные мотивы, стараясь запечатлеть то, что стало первоосновой пушкинской лирики», а также пытаясь больше узнать о личности Хранителя (Б. М. Козмин. Мои общения с С.С. Гейченко // Михайловская Пушкиниана, вып. 20, 2001 С. 63). Позднее, в своих воспоминаниях, он запишет: «Так мы с ним и прожили на одной ниве созидания четверть века. И всякое было в наших взаимоотношениях» (Там же. С. 77). Заслуженный работник культуры Б.М. Козмин проработал в должности хранителя музея-усадьбы в Петровском более 30 лет, в соратничестве с легендарным Гейченко воссоздавая музей-усадьбу предков А.С. Пушкина, выражая себя в разных жанрах: живопись, литература, резьба по дереву, и исследуя жизненный и творческий путь великого русского поэта А.С. Пушкина. Он автор многих статей в журналах, газетах, путеводителях, научных сборниках и книг «Из рода Ганнибалов» и «Родом я, нижайший, из Африки». Петровский цикл художника – это без малого сорок лет напряженной работы. В его живописи открывается мир добрых чувств и человеческого счастья. Пейзажные зарисовки, этюды, картины дополняют многочисленные портреты ученых, пушкинистов, художников, артистов, паломников, доброхотов и друзей, а также коллег по работе в Заповеднике и односельчан.

На выставке «Пушкинское Михайловское» представлено наследие целого ряда художников-паломников в Пушкинский уголок, «которых ввел в музейную летопись Михайловского С.С. Гейченко и которыми написана эта послевоенная пейзажная история Заповедника» (О.Н. Сандалюк. Живопись В.П. Кранца из фондов Пушкинского Заповедника К 100-летию художника, аннотация к выставке). «Михайловское неисчерпаемо, - писал С.С. Гейченко своему другу, художнику В.М. Звонцову в 1959 году, - а пушкинская тема – она как мир бесконечна и безгранична! Только была бы у художника настоящая душа, хорошая оптика, большое хотенье и духовная простота».

www.museum.ru/N57100
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита"
Адрес:Смоленская область, Вяземский р-н, с. Хмелита
Телефоны:(48131) 306-29
сайт:khmelita.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru