Музей истории религии открывает выставку, посвященную памяти своего знаменитого сотрудника Осора Будаевича Будаева (1887-1937) - художника, иконописца и Ламы Агинского дацана, который работал в музее с первых дней его существования (с 1932 по 1936 годы). Культовые предметы, привезенные им из экспедиций, составили основу восточного фонда музея. Сам Осор Будаев принимал активное участие в работе по атрибуции экспонатов и художественному оформлению экспозиции по буддизму, проводил работы по реставрации музейных предметов. Именно ему принадлежит заслуга подготовки к первому экспонированию многофигурной композиции «Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи».
Осор Будаевич Будаев родился в селе Судунтуй Читинского уезда Забайкальской области в 1887 году. В возрасте одиннадцати лет поступил послушником в Агинский дацан – самый большой буддийский монастырь в дореволюционной России. В 1904 году в возрасте 17 лет отправился пешком в Ургу (Улан-Батор) обучаться искусству живописи, где познакомился с работами тибетских художников, прибывшими вместе с Далай-ламой ХIII. В течение нескольких лет он работал в мастерской китайского мастера. Кроме живописи Будаев в совершенстве овладел искусством резьбы по дереву и приобрел навыки в области оформления буддийской книги.
С 1910 по 1913 годы по приглашению пандито хамбо-ламы Агвана Доржиева художник принимал участие в работе по оформлению строящегося в Санкт-Петербурге буддийского храма, отделкой интерьеров которого руководил Н.К. Рерих. По эскизам Будаева были выполнены цветные витражи плафонов, обрамляющих световой проем центрального молитвенного зала, на которых представлены традиционные буддийские символы – «Восемь счастливых эмблем».
В 1915 году Будаев был призван в армию, где служил до окончания войны. В 1930 году художник вместе с группой лам Агинского дацана вновь приехал в Ленинград для участия в ритуальном представлении мистерии цам, и с тех пор проживал в общежитии при храме в Старой деревне вместе с другими монахами, учеными-востоковедами и пандито хамбо-ламой Агваном Доржиевым. Осенью 1932 года начал свою работу в качестве художника-реставратора в только что открывшемся Музее истории религии, где не только работал над восстановлением экспонатов, но и писал танки «Белая Тара» и «Губилха» и картины «Жизнь монастыря», «Освящение знамени» и «Пришествие Ойрот-хана» по заказу музея для оформления экспозиции, а также копировал предметы из других музейных собраний.
В конце января 1937 года буддийский храм в Ленинграде был закрыт, все проживающие в нем монахи, в том числе и Осор Будаев, были арестованы и в августе того же года расстреляны. В ответ на запрос родственников Будаева в 1989 г. в справке Военной коллегии сообщалось, что дело по обвинению О. Будаева было пересмотрено и за отсутствием состава преступления прекращено в 1959 г.
В годы Великой отечественной войны и ленинградской блокады все работы О. Будаева, а также детали созданного им оформления первой экспозиции по буддизму были бережно сохранены сотрудниками Музея истории религии. В настоящее время они являются неотъемлемым элементом открытой в 2010 г. постоянной экспозиции «Религии Востока. Буддизм». Все они с полным правом могут быть причислены к коллекции Осора Будаева в Музее истории религии, которая насчитывает более 150 предметов и включает в себя как его собственные оригинальные произведения, так и результаты активной собирательской работы в Бурятии и Забайкалье в 30-х годах ХХ века.