НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В музей-заповедник "Царское Село" после реставрации вернулась карета XVIII века

17 апреля 2015Санкт-Петербург
Карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II
Карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II. Фрагмент
Карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II. Фрагмент
Карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II
Карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II. Фрагмент
В апреле 2015 года в музей-заповедник "Царское Село" после длительной реставрации вернулась карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II. Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения "Феномен". Поэтому карете пришлось совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно. Этот экспонат, прежде хранившийся в музейных фондах, посетители увидят впервые.

На реставрацию кареты Министерство культуры РФ выделило 18 млн рублей.

Четырехместный экипаж, изготовленный в Лондоне (дерево, металл, бронза, кожа, бархат, канаус; золочение; 5,15 х 2,10 м) - свидетель пышных церемоний российского Императорского двора. За последние сто лет карета пережила много перемещений и не всегда хранилась в идеальных условиях. Утратив свой блеск и часть деталей отделки, покрытый слоем пыли, этот предмет даже в таком состоянии выделялся среди других карет музейного фонда качеством, гармоничностью и изяществом исполнения. Поэтому было принято решение реставрировать в первую очередь именно его.

В коллекцию ГМЗ "Царское Село" карета поступила из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. В его описях карета числилась как экипаж французской работы, приобретенный в 1809-м для императора Александра I. Однако конструкция и декор экипажа больше соответствуют каретам 1760-1780 годов, а при более тщательном осмотре на задних рессорах экипажа обнаружилось клеймо "London".

В "Книге парадных экипажей" за 1821 год указывается, что до 1809 года карета находилась у великого князя Константина Павловича. В описи конюшенного имущества Константина Павловича данная карета именуется "Юсуповской", с пометкой, что в 1796 году она была принята из 1-й части Придворно-Конюшенной конторы (городовые императорские экипажи) в 4-ю часть (конюшенное имущество внуков императрицы), а ранее, в 1783 году, была приобретена у князя Николая Борисовича Юсупова. Эти данные подтверждает рисунок, сохранившийся в фонде Русского музея: на нем изображена данная карета с пометкой "Юсуповская в 4-й части".

Если удастся обнаружить более ранние описи придворных экипажей, то это, возможно, прольет свет на то, использовалась ли карета ранее князем Юсуповым или же он играл роль посредника в приобретении этого экипажа для личного пользования Екатерины II.

Князь Юсупов известен как агент Екатерины II, которому императрица доверяла приобретение произведений искусств за границей. Он побывал в Лондоне в 1774 году, страстно полюбил искусство этой страны. Там же он мог ознакомиться с Лондонской школой каретного дела - в тот период законодательницей художественных вкусов в этой области.

- К сожалению, нам не известно имя мастера, изготовившего этот экипаж. Кроме клейма "London" на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как сообщили британские коллеги, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли во время бомбежки Лондона во время Второй мировой войны, - говорит хранитель фонда карет ГМЗ "Царское Село" Ирина Бредихина.

Таким образом, время изготовления экипажа может быть приближено к 1774 году (дата первого визита Н.Б. Юсупова в Лондон) и ограничено 1783 годом, когда карета была занесена в списки Придворно-конюшенной конторы.

Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского Императорского двора. В учетных книгах того времени не ставились отметки о церемониях, в которых принимал участие тот или иной экипаж, зато сохранились записи о датах и характере ремонтов кареты перед торжественными событиями. Так, "поновление" происходило в 1796 году (под руководством известного каретного мастера Иоганна Букендаля). В 1797-м была заменена внутренняя обивка экипажа. В 1801 году карету ремонтировал мастер Христиан Тацки, а в 1826-м ею занимались мастера Придворно-конюшенного ведомства.

- Можно сделать выводы, что в 1796 году экипаж подготавливался к свадьбе великого князя Константина Павловича, отмечавшейся с большой пышностью, и, вероятно, был тем самым парадным свадебным экипажем, который провез молодоженов от Зимнего к Мраморному дворцу, - объясняет Ирина Бредихина.

Следующие даты ремонтов соответствуют датам торжеств по случаю коронования императоров Павла I, Александра I и Николая I. Возможно, об экипаже не случайно вспомнили и в 1809 году - именно тогда состоялась свадьба сестры императора - великой княжны Екатерины Павловны с герцогом Ольденбургским.

Как в общей форме, так и в деталях отделки царскосельская карета - аналог кареты-берлины (изготовлена в Париже в 1763 году; ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля), которая была любимым экипажем Екатерины II. Царскосельская карета, выдержанная в излюбленном императрицей стиле "классицизм", благодаря своей легкости и изяществу могла быть уместна не только во время коронационных торжеств, но и во время празднеств императорской семьи: крестин, обручения и свадьбы великих князей и княжон и других торжественных событий Двора.

Реставрация кареты длилась полтора года.

- Эта работа была для нас необыкновенно интересна. Каждая сохранившаяся карета этого времени - уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, в создании которого участвовали мастера разных направлений. Поэтому для реставрации кареты необходимо было собрать коллектив специалистов, которые смогли бы проникнуть в секреты мастерства создателей кареты и разработать методики восстановления и сохранения разнообразных материалов, из которых она была изготовлена. Кроме того, в сложной работе по реставрации такого памятника необходимо было тесное взаимодействие с сотрудниками музея, помощь которых для нас неоценима, - говорит генеральный директор ЗАО "Феномен", художник-реставратор высшей категории Наталья Синицына.

СПРАВКА

24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков музей представляет на выставке "Придворный экипаж" в здании бывшей Дежурной конюшни. Всего коллекция карет ГМЗ "Царское Село" включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея. Большая часть коллекции - это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели - демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства.

Реставрационно-исследовательское объединение "Феномен" объединяет художников- реставраторов разных специализаций из ведущих музеев Москвы для работы над большими реставрационными проектами. Квалифицированные специалисты - художники-реставраторы фирмы "Феномен" обладают талантом возвращать к жизни предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Компания работает с музеями и галереями Москвы, Петербурга, Новосибирска, Калининграда Орла.

www.museum.ru/N57586
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
сайт:tzar.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 01.06.2023  x    ?  


Выставка «Домашнее воспитание и образование в княжеской семье»

Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

Выставка «Роберт Фальк. Живопись и графика» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

Лесные тайны. Три автора

Выставка «Сказка глазами наших детей. Волшебный лес» в Библиотеке Российской академии художеств

"Воронеж! Разрушенный, но непокоренный" - рисунки из альбома художника-графика В.В. Богаткина

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Выставка "Итальянское путешествие" в Музее-квартире А.И. Куинджи

50 книг Бахрушинского музея будут презентованы на фестивале «Красная площадь»

Выставка «Машинки и механизмы счастливого детства» в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

Выставка «Трогательные создания» в Музейном центре «Площадь Мира» (Красноярск)

Музей-заповедник "Павловск": возвращение старинного экрана

Выставка «Трудовые коллективы – всё для Победы!»

Рудольф Руйга. Сказание о земле Сибирской

XXV Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2023»

Выставка фотографий Александра Родченко в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка «Легкой поступью по мостовой» в усадьбе «Измайлово»

Презентация издания «История российского дизайна. Избранное»

Выставка «Подлинно великий поэт» в Доме-музее К.И. Чуковского

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Искусство выдержки»

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Выставка "Непарадный Ленинград" в Мурманском областном художественном музее

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

Выставка "Муарстерские" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Самиздат. Музыка времен запрета

Выставка живописи Ларисы Наумовой в Российской академии художеств

Anton Angel. ReEvolution

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Выставка художников Кабардино-Балкарии «Человек. Природа. Космос» в МВК РАХ

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru