Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева впервые в Саратове представляет персональную выставку одного из центральных мастеров искусства ХХ века Николая Пиросманишвили, прозванного Нико Пиросмани.
В экспозицию вошло 24 живописных произведения художника из коллекции Московского музея современного искусства. Картины созданы преимущественно в 1910-е годы — наиболее плодотворный период творчества живописца. Типологически они делятся на три группы: национальные типажи, анималистическая линия и тема пиршества.
Пиросмани работал в стиле так называемого «наива», создавая вывески, украшающие духаны и делая портреты на заказ. Пиросмани свойственно острое видение формы: почти гротесковые фигуры согреты симпатией влюблённого в этот мир художника. Многие авангардисты черпали вдохновение в искусстве художников-самоучек и выставляли их полотна рядом со своими. Пиросмани — легендарная и трагическая личность. Всю свою жизнь он прожил на родине в Грузии практически безвыездно, тем не менее, получил всемирную известность как мастер наивного искусства. Художник использовал определенный набор красок, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако в этой лаконичности явлен дар монументализма и особая целостность образа.
Николай Пиросманишвили родился предположительно в 1862 году в крестьянской семье, в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Со второй половины 1890-х активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно.
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне. Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке. В своей работе художник отходит от устоявшихся канонов вывесочного искусства, заключающихся в доминировании надписи, в плоскостности и декоративизме изображения. Вывеска, сама по себе не представлявшая интереса для Пиросмани, служит здесь только поводом к созданию еще одной картины.
В 1912 году творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В 1913 году Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». В том же году в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В 1916 году было решено пригласить Пиросмани во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника, скончавшегося в Тифлисе в 1918 году от голода и болезни.
Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и Московском музее современного искусства.