НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток

10 июля 2015Санкт-Петербург
Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток
Выставка, открывающаяся 10 июля 2015 года, познакомит посетителей с персонажами традиционного народного театра кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) - «йоутэйпве».

Марионетки, представленные на выставке, изготовленные мьянмскими мастерами в XX столетии, – самые характерные образы бирманского «йоутэйпве», т.е. «представления маленьких кукол».

Это божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т. д.

Куклам в традиции йоутэйпве приписывались особые мистические свойства - считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, задрапированных сверху юбкой-штанами. Сверху надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.

Театр марионеток в Мьянме называли «театром высокого помоста» («амьин табин»), потому что спектакль показывали на сцене, а не на земле. Пол устилали досками, по которым двигались актеры-люди, а за невысокой стеной, где выступали куклы, – циновками. На стену вешали экран или несколько белых платков, создававших нейтральный фон, и устанавливали декорации (изображения дворцов, пагод, пейзажей).

Бирманские кукольные труппы вели бродячий образ жизни (исключение составляли лишь придворные театры, функционировавшие до 1885 г. — года аннексии Бирмы англичанами). Кукольные труппы насчитывали обычно 12 человек: ведущий, кукловоды, певец или певица, декоратор и музыканты. В деревенских театрах обычно это были члены одной семьи. Количество кукол варьировалась от 28 до 36 персонажей, поэтому одни и те же марионетки выступали под разными именами.

Как и во многих других странах Востока, спектакли играли по приглашению, которое могло исходить от одного лица, от группы лиц, от всей деревни. Расплачивались с актерами устроители праздника, на представление приходили все, кто пожелает. Начиналось выступление чаще всего в полночь и длилось всю ночь. При дворе было принято играть три ночи подряд. Все присутствующие сидели на земле, только хозяин праздника, пригласивший труппу, строил для себя и почетных гостей крытую ложу.

В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки - «повести о (предыдущих) рождениях «Будды)», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.

После завоевания страны англичанами вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из провинций (1824-1948). Народный театр кукол-марионеток как вид искусства стал постепенно исчезать. Его возрождение началось с 1960-х годов, когда страна встала на «бирманский путь к социализму».

Выставка открыта в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока. Религии Индии» до марта 2016 г.

www.museum.ru/N58630
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 27.07.2024  x    ?  


Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Фестиваль "Былинный остров" в крепости Орешек

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Золотное шитьё Карелии»

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка «На страже Севера. Спасение деревянного зодчества»

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru