Музей истории религии открывает выставку, посвященную образу создателя «Божественной Комедии», а также интерпретации сюжетов его бессмертного произведения в изобразительном искусстве XVI–XXI вв. Выставка приурочена к Году Литературы и 750-летию со дня рождения Данте Алигьери (1265–1321) – великого итальянского поэта, создателя литературного итальянского языка, философа, политика и ученого-лингвиста.
На выставке представлено около 100 экспонатов: из фондов Музея истории религии, частных коллекций, а также работы современных мастеров, предоставленные членами Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.
Первый раздел выставки рассказывает о поэте и его возлюбленной Беатриче Портинари. В 1292 г. Данте Алигьери начал свой творческий путь с повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»). Произведение было составлено из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче и тоски поэта по безвременно покинувшей этот мир возлюбленной. Внимание зрителя привлекает уникальное парижское издание «Новой жизни» 1907 г. из собрания Марка Башмакова с гравюрами братьев Бельтран, сделанными по рисункам одного из основателей художественной группы «Наби» Мориса Дени, и оригинальные иллюстрации-ксилографии из этого произведения, издание «Новой жизни» (2006 г.), выпущенное почти через 100 лет петербургским издательством «Вита Нова» с иллюстрациями Рашида Доминова, а также оригиналы данных иллюстраций.
Второй раздел выставки посвящен «Божественной Комедии» - главному произведению Данте, описывающему мистическое путешествие поэта по трем сферам потустороннего мира: Аду, Чистилищу и Раю. Ее построение подобно огромному готическому собору, где, как в культовом сооружении, нашли свое отражение все знания средневекового человека о вселенной. Поэтому не удивительно, что его поэма уже многие столетия является неисчерпаемым источником вдохновения для художников. В этом разделе выставки обращает на себя внимание гравюра «Ад и Чистилище» Жака Калло (1592–1635), выполненная по рисунку флорентийского живописца Бернардино Почетти. Ад представлен в виде огромной театральной сцены, в центре которой – башня, состоящая из концентрических кругов. Настоящей жемчужиной выставки является первое парижское издание «Божественной Комедии» 1861 г. с иллюстрациями знаменитого французского графика, живописца и скульптора Гюстава Доре и автографом самого художника, а также серия гравюр по его рисункам. Именно с дантовского «Ада» Доре начал свою серию графических иллюстраций к шедеврам мировой художественной литературы.
XX век породил огромное число иллюстраторов Данте. Первая мировая война и период «предчувствия новой войны» заставляли художников вновь и вновь обращаться к тексту великого флорентийца, дабы осмыслить происходящее сегодня. Многие иллюстраторы имели за своей спиной опыт Первой мировой войны, что находило отражение в их творчестве. Эдуард Эди-Легран (1892–1970) не стал исключением. В 1930 г. в Париже в издательстве «La Pléiade» вышел том «Ада» с его рисунками, в 1938 г. были опубликованы четыре тома «Комедии». Фототипии с парижского издания 1938 г. представлены на выставке. Также у посетителя будет уникальная возможность увидеть офорты известного французского экспрессиониста Эдуарда Гёрга (1893–1969) из издания «Ада» 1950 г.
Сальвадор Дали (1904—1989) в «Дневнике одного гения» писал: «Романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видно. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости». Иллюстрации к «Божественной Комедии» были заказаны Дали итальянским правительством в связи с празднованием в 1965 г. 700-летия Данте. На выставке демонстрируется ксилография «Рай. Пятое небо. Марс. Явление Христа», сделанная по акварельному рисунку великого испанца, из собрания Марка Башмакова.
Дополняет экспозицию первая итальянская полнометражная кинолента «Ад» (“Inferno”) 1911 г. – одна из лучших экранизаций «Божественной Комедии» в первой половине XX в. Режиссеры: Адольфо Падован, Франческо Бертолини и Джузеппе де Лигоро.
Музей благодарит всех, кто принял участие в выставке: издательство «Вита Нова», коллекционеров М. Башмакова, А. Симуни; художников-графиков (в алфавитном порядке) Р. Доминова, А. Карапетяна, И. Козуб, О. Яхнина; скульпторов – А. Архипова,. С. Астапова, В. Васильченко, Е. Духовного, Г. Дьячкову, А. Иванова, Г. Иевлеву, И. Литвинова, С. Мельниченко, В. Морина, А. Неверову, Г. Постникова, С. Рупасову, Ю. Шилова, А. Яковлеву.
Выставка продлится до 12 ноября 2015 г.