В состав выставки вошло 50 экспонатов: шкатулки, пасхальные яйца, иконы и складни, панно, выполненные в XVIII – XX вв. мастерами трех основных центров производства изделий с лаковой живописью в России - Федоскино, Палеха и Мстеры.
Экспозиция не только представляет важнейшие этапы развития наиболее известных во всем мире российских народных промыслов. Посетители получат возможность подробно разобраться в различиях, существующих между федоскинскими, палехскимий и мстерскими миниатюристами в технико-технологических приемах, особенностях построения композиций и выборе сюжетов.
Искусство изготовления лаковых изделий пришло в Европу с Востока. Со II тыс. до н.э. известны так называемые китайские лаки: посуда (вазы, подносы, чашки), мебель, элементы интерьера (ширмы, шкатулки и пр.). Восточные мастера украшали свои работы резьбой и росписью, инкрустировали перламутром, серебром, оловом и слоновой костью.
В Европе китайские лаки стали известны в XV в. А мода на все китайское и развитие собственного лакового производства пришлись на конец XVII - XVIII столетие. Тогда сформировалось даже особое направление в искусстве эпохи рококо – стиль шинуазри (в переводе с французского – дословно «китайщина»). Длительный и трудоемкий процесс изготовления лаков, принятый на Востоке, в Европе был упрощен и дополнен - для его ускорения изделия сушили в печах и расписывали масляными и темперными красками. В XVIII в. широкое распространение получили французские и немецкие лаковые изделия.
В XVIII в. мода на Китай и китайские лаки дошла и до России. Ярчайший образец стиля шинуазри в отделке интерьеров – Китайский кабинет, созданный по заказу Петра I во дворце Монплезир в Петергофе в 1714-1722 гг. Он декорирован изготовленными русскими «лакирных дел» мастерами лаковыми панно с изображением сцен китайского быта.
В конце XVIII – начале XIX в. в России возникли собственные центры народных промыслов, специализировавшихся на изготовлении «лаков». Миниатюры выполнялись на папье-маше (фабрика Коробова-Лукутина, мастерская Вишняковых и др.) или жести (жостовские и нижнетагильские расписные подносы) масляными красками. На многочисленных необходимых в быту изделиях - табакерках, шкатулках, портсигарах, подносах, спичечницах, кошельках, салфеточных кольцах, тарелках, брошках, запонках, а также на пасхальных яйцах и иконах возникали самые разные сюжеты и персонажи, выполненных в реалистической манере в духе русской национальной традиции.
Главными центрами русского лакового промысла стал Федоскино, Палех и Мстера.
В подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) одна из первых мастерских была основана в 1793 г. П.И. Коробовым. Характерной особенностью федоскинской миниатюры стала роспись по папье-маше масляными красками. Сюжетная основа росписи – русские народные и литературные сказки (шкатулка «Сказка о попе и работнике его Балде». Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина. 1910-1919 гг.).
Расцвет палехской живописи (промысел села Палех Ивановской области) пришелся на конец XVIII – XIX в., когда в мастерских лучших палехских художников создавались иконы, тонкие по рисунку, сложные по композиции, необыкновенно изысканные по цветовым сочетания. Главным отличием палехской миниатюры было то, что художники, используя в качестве основы также папье-маше, писали не масляной краской, а темперой. На выставке в Музее представлены как знаменитые палехские шкатулки, так и иконы начала XX в. с изображениями св. пророка Илии, св. Антония Римлянина, Вознесение Христово и другие.
До 1917 г. Богоявленская слобода Мстёра (то есть при Богоявленском монастыре во Владимирской области) была известна как один из центров традиционной иконописи, где навыки ремесла передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений. Выходцами из Мстёры были многие известные иконописцы. Например, владельцы одной из самых известных московских иконописных мастерских братьев Григорий и Михаил Осиповичи Чириковы. Работы, созданные в этой мастерской, в числе других представлены на выставки.
После 1917 г. бывшие иконописцы Палеха и Мстёры переключились на изготовление художественных лаковых шкатулок и панно с темперной миниатюрной живописью в иконописной манере. С 1930-х гг. изготовление шкатулок с миниатюрной росписью на сюжеты русских народных сказок становится настоящим брендом Мстеры и Палеха.
В Советское время, наряду с традиционными, в лаковой миниатюре разрабатываются новые сюжеты – новый советский быт и свободный созидательный труд, новые советские традиции, обряды, праздники, а также историко-революционная и политическая тематика и т.д.
Помимо миниатюрной живописи, художники работали и в области монументального искусства, создавая декоративные лаковые панно для украшения помещений.