16 октября 2015 года в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина начала работу персональная выставка художника театра и кино Аллы Коженковой «Неопознанные объекты».
В её творческом багаже – более 300 спектаклей, которые шли и продолжают идти в театрах России, Японии, США, других стран. Спектакли оперные и драматические, балеты, мюзиклы, цирковые представления. Говорят, трудно найти театр, на афише которого нет имени художника Аллы Коженковой. Ещё труднее найти человека, который бы не восхищался её работами, её безудержной и радостной фантазией.
Почему «Неопознанные объекты»? Сама Алла Коженкова объясняет это просто: что-то было сделано настолько давно, что уже забылось, а что-то на первый взгляд показалось неудачным. Но проходит время, а время вообще одно из основ всех бытовых и научных представлений об окружающем мире, о Вселенной и даже о самом себе, меняется взгляд на уже привычные вещи и старые работы превращаются в неопознанные объекты в контексте современности.
Художник утверждает, уже на примерке можно понять, насколько талантливо актёр сыграет свою роль, как костюм и создаваемый образ сольются в единое целое. Алла Коженкова создавала костюмы для Майи Плисецкой, Галины Вишневской, Анны Нетребко, Аллы Демидовой, Олега Табакова, Василия Ланового, Сергея Маковецкого. В головокружительных декорациях воплощала идеи Георгия Товстоногова, Валерия Гергиева, Генриетты Яновской, Романа Виктюка. У неё особый взгляд на театр - Алла Коженкова считает себя самым свободным художником и любит повторять слова своего учителя Николая Акимова: «Вовек не думай о том, сложно ли реализовать то, что задумал. Дай свободу тому, что на тебя падает сверху. Не думай о препятствиях».
Первая часть «Неопознанных объектов» биографическая, в экспозиции – фотографии из личного архива Аллы Коженковой. Вторая представлена эскизами к спектаклям, подлинными костюмами, фотографиями фрагментов постановок, предоставленных ведущими российскими театрами.
У спектаклей, созданных режиссёрами в соавторстве с Аллой Коженковой, долгая жизнь. Ставшие в 1988 г. провокацией «Служанки» Романа Виктюка идут на сцене почти тридцать лет. Вскоре отметит тридцатилетие постановка МХТ им. А.П. Чехова «Амадей». Восемнадцать лет восхищает зрителей Максим Суханов – Сирано - в спектакле Театра им. Евг. Вахтангова.
Алла Коженкова умеет удивить зрителя и потрясти его воображение деталями, природа создания которых, кажется, известна только ей, унаследовавшей школу старых мастеров Мариинского театра. В спектакле «Дракон» Владимира Мирзоева она «поставила» на сцене настоящий медный котёл в разрезе и организовала дефиле из шестнадцати платьев из льна и набивного шёлка с ручной вышивкой и семнадцатого съедобного, из тонкого теста. Для «Обручения в монастыре» Вячеслава Пази создала гигантский веер с цветущими садами и великолепными городскими видами. Веер становился то огромным окном, то сценой для хора. Эти и другие детали - в числе экспонатов выставки и на видеоэкранах.
Третий «неопознанный объект» выставки – святая святых, мастерская художника. Здесь множество небольших эскизов и рисунков, «почеркушек», как называет их Алла Коженкова, погружающих в особую атмосферу, где рождается волшебство театра, магия, неподвластная времени, остающаяся в памяти.