17 октября 2015 г. в Театральной галерее на Малой Ордынке – отделе Театрального музея им. А.А. Бахрушина – начала работу выставка «Нина Нисс-Гольдман. Скульптурный портрет А.А. Остужева». Она продолжает цикл выставок одного экспоната «Тайны лестницы Томмазо Сальвини», где демонстрируются скульптуры конца XIX – начала XX вв., местонахождение которых долго оставалось неизвестным.
В сентябре 2015 г. Театральный музей им. А.А. Бахрушина выставкой барельефа работы Анны Голубкиной «Сандро Моисси в роли Эдипа» открыл цикл выставок одного экспоната «Тайны лестницы Томмазо Сальвини».
История
1 сентября 2014 г., во время проведения ремонтных работ в Главном здании музея на ул. Бахрушина, под лестницей Томмазо Сальвини, были найдены 13 предметов скульптуры конца XIX – начала XX вв.
Во время Великой Отечественной войны, при эвакуации фондов музея на Урал, отправить эти предметы не было возможности. Не хватало материалов для соответствующей упаковки, средств на работу столяра. Скульптуры сохранили под лестницей. После войны сменился кадровый состав сотрудников музея, информация о хранилище под лестницей, предположительно, была утеряна или же не передана. Скульптурные бюсты известных театральных деятелей обнаружились спустя 70 лет после Второй мировой войны, в год 120-летия музея и накануне 150-летия со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина. В октябре 2014 г. генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов принял решение о проведении цикла выставок одного экспоната под объединяющим названием «Тайны лестницы Томмазо Сальвини».
Лестница Томмазо Сальвини
Томмазо Чезаре Сальвини /1829 -1915/ – великий итальянский трагик, мировую славу которому принесло исполнение главных ролей в пьесах Шекспира. В 1900-1901 гг. Сальвини посетил дом Алексея Александровича Бахрушина и познакомился с его коллекцией. Она произвела на актёра большое впечатление, он только посетовал, что в музей приходится попадать через тёмную, маленькую дверь и узкую лестницу. Не прошло и двух недель, как рабочие, по приказу Бахрушина, начали пробивать пол и вести широкую, удобную лестницу, названную впоследствии именем Сальвини.
О вернисаже выставки «Нина Нисс-Гольдман. Скульптурный портрет А.А. Остужева»
«Скульптурный портрет актёра А.А. Остужева», созданный в 1930-е гг. выдающимся скульптором Ниной Нисс-Гольдман, стал главным экспонатом второй выставки цикла «Тайны лестницы Томмазо Сальвини». Вечером 16 октября 2015 г. на открытие выставки собрались друзья музея, театралы, любители искусства.
Скульптор Нина Ильинична Нисс-Гольдман /1892-1990/ за свою долгую жизнь создала множество скульптурных портретов современников: от революционеров и лётчиков-героев до писателей и поэтов. Её творческая биография началась с обучения в скульптурной школе в Киеве, продолжилась в 1911-1915 гг. в «Академи Рюсс» в Париже, где её окружал цвет европейского и русского модернизма. После этого Нина Нисс-Гольдман вернулась в Россию, где активно работала, преподавала, стала старейшим членом Академии художеств.
С огромной теплотой и уважением о встречах с Ниной Ильиничной Нисс-Гольдман рассказал на вернисаже народный художник РСФСР, академик РАХ, скульптор Александр Бурганов: «Нина Ильинична была человеком Серебряного века, живым свидетелем этого прекрасного периода нашей культуры. И в конце эпохи Советского Союза с теплотой своих рук она передавала теплоту рук других невероятных людей: Родена, Модильяни, Суетина, Антипенко, Ахматовой. Я её знал уже в достаточно преклонные годы, но она сохранила какой-то детский разум, необыкновенную радость существования, умение иронизировать и, самое главное, умение сказать нам что-то такое, что раскрывало нам самих себя. Хотя в это время она уже не могла ходить, например, ко мне в мастерскую её приносили в специальном кресле, её душа, как птица, пела беспрерывно».
На время выставки Александр Бурганов передал в Театральную галерею уникальную фотографию, на которой запечатлено, как он принимает Нину Ильиничну в мастерской и читает ей свои заметки, а также брошюру, в которой они были позднее изданы. «Нина Ильинична помогала мне, который уже получил какое-то место в нашем художественном мире, утвердиться в самом себе, поверить, что я тоже хороший человек, благодаря тому, что она была прекрасна», – добавил он.
Куратор выставки, заведующая Домом-музеем А.Н. Островского и Театральной галереей на Малой Ордынке Светлана Семиколенова подчеркнула, что, несмотря на название выставки /одного экспоната/, она дополнена интереснейшим фондовым материалом об Александре Алексеевиче Остужеве. Это фотографии и рисунки, изображающие артиста в его знаменитых сценических образах.
«Александр Алексеевич Остужев - удивительный актёр, посвятивший всю свою жизнь Малому театру. Невзирая на то, что в 1910 г. его постигло горе – он полностью потерял слух - он сумел выработать совершенно уникальные приёмы, чтобы продолжать играть в театре, что и делал до начала 1950-х гг.», - сказала Светлана Семколенова.
Стоит также отметить, что две скульптуры из «клада» под лестницей Томмазо Сальвини вошли в постоянную экспозицию представительства Театрального музея им. А.А. Бахрушина в музее-заповеднике «Горки Ленинские». В залах представительства, открытого в сентябре 2015 г., можно увидеть «Скульптурный портрет М.С. Щепкина» работы В.С. Бровского и «Скульптурный портрет Томмазо Сальвини» работы М. Сальвини.