НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Апокалипсис: от книги до кинематографа

c 3 марта по 12 апреля 2016Санкт-Петербург
Государственный музей истории религии. Фасад здания
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную истории создания самой мистической книги Библии – Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова – и интерпретации ее сюжетов в изобразительном искусстве прошлых веков и современной массовой культуре.

Выставки, кроме того, демонстрируют все разнообразие видов и техник гравировального искусства – литография, офорт, гелиогравюра, гравюра на меди, фототипия - в лучших его образцах. Среди экспонатов – жемчужины музейной коллекции: серия гелиогравюр Гюстава Доре (1832 – 1883) с изображением пророков Даниила, Исайи, Иезекииля, уникальные экземпляры Библия Мартина Лютера 1650-1690-х гг. богато иллюстрированные многочисленными гравюрами на библейские сюжеты.

Что такое Апокалипсис?

Дословный перевод слова «апокалипсис» с древнегреческого – «снятие покровов», «раскрытие, т.е. «откровение». Именно в таком значении (раскрытие будущего, неведомого людям) используется название «Апокалипсис» для обозначения последней книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова. В книге описаны сопровождающиеся катастрофами и чудесами события, которые должны будут предшествовать новому пришествию Иисуса Христа – рождение антихриста, конец света и т.д. Именно отсюда на протяжении столетий великие философы, художники, поэты заимствовали образы и сюжеты, ставшие основой величайших произведений человечества – всадники Апокалипсиса, вавилонская блудница, Число зверя, Страшный суд.

Один из разделов выставки - «Апокалипсис и Ветхий Завет» - рассматривает Апокалипсис как особый жанр библейской литературы, сложившийся задолго до появления христианства в иудейской среде. Первые тексты, которые по манере изложения и по содержанию могут быть названы апокалиптическими – это книги Пророков Ветхого Завета. Но даже самые драматичные пророчества Исайи или Иезекииля не являлись апокалипсисом! Пророки предрекали, пусть и сопровождающееся катаклизмами, будущее. Апокалипсис – «последние времена», конец света. Особенности ветхозаветной и новозаветной апокалиптики иллюстрируют на выставке великолепные гравюры Г. Доре и других западноевропейских и русских мастеров XVII-XIX вв., а также уникальные немецкие и голландские Библии XVII в. В том числе – так называемые картинные (лицевые) Библии, получившие широкое распространение в эпоху Реформации XVI- XVII вв.

Кто написал Откровение Иоанна Богослова?

Сам предполагаемый автор посчитал необходимым сообщить своему читателю о себе следующее: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствовании и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Согласно устоявшейся со II–III вв. церковной традиции, этим человеком считается один из двенадцати апостолов Христа - Иоанн Зеведеев, прозванный Богословом, автор Евангелия от Иоанна. Но уже во II в. высказывались и иные мнения, обращавшие внимание, например, на тот удивительный факт, что автор Откровения нигде не упоминает о себе как об апостоле и свидетеле земной жизни Христа. Поэтому возникли иные версии.

На выставке традиционную версию авторства новозаветного Откровения иллюстрируют, в числе прочих экспонатов, гравюры из цикла, созданного в 1880-х гг. в Лейпциге.

История Апокалипсиса в изобразительном искусстве, представленная в следующем разделе выставки, началась еще в римских катакомбах. Исполненные глубокого драматизма, одновременно устрашающие и вселяющие надежду на спасение образы книги Откровения Иоанна Богослова на протяжении веков производили неизгладимое впечатление на живописцев, скульпторов и графиков. Не осталось равнодушным к апокалиптической тематике и искусство книжной иллюстрации, пережившее истинный расцвет с началом европейского книгопечатания. Уже в гутенберговском Новом Завете (1456) была реализована возможность иллюстрирования Апокалипсиса. Позднее стали тиражироваться книжно-альбомные репродуцированные иллюстрации к Откровению, сначала в виде ксилографических картинок лубочного типа, продававшихся на ярмарках, а позднее и работ крупных мастеров. Первым примером такого рода изданий стала ксилографическая сюита на тему Апокалипсиса Альберта Дюрера (1498). Выставка включает 15 гравюр из цикла «Апокалипсис», представляющие важнейшие сюжеты и образы Откровения: четыре всадника Апокалипсиса, открытие пятой и шестой Печатей, клеймение праведных, битву Ангелов и другие. Не стояло в стороне от этого художественного процесса и русское искусство. Необычно и неожиданно выглядят на фоне традиционной европейской гравюры русские печатные иллюстрации к Апокалипсису, выполненные в мастерских Мстеры в 1870 г.

Интерпретации темы Апокалипсиса чрезвычайно популярны в современной массовой культуре - в литературе и музыке, в Интернете и комиксах, в компьютерных играх и, конечно, в кинематографе. Сейчас сложно с точностью сказать, в каком фильме впервые была предпринята попытка визуализировать Апокалипсис, но есть основания полагать, что сюжет первых фильмов апокалиптического содержания строился вокруг библейских мотивов и образов. С развитием технических средств визуализации религиозные мотивы уступают место фильмам, созданным по другим эсхатологическим сценариям. По разным источникам, за последние 50 лет было создано более 100 кинолент на тему конца света. И это без учета фильмов, снятых о постапокалиптическом будущем.

Выставка продлится до 12 апреля 2016 г.

www.museum.ru/N61274
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.02.2024  x    ?  


Выставка «Сокровища полковых музеев» в Государственном историческом музее

В Царском Селе в феврале зацвела сирень

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа

Картина Отто ван Вена "Поклонения волхвов" пополнила коллекцию Пушкинского музея

Выставка «И трубы их медные славу поют» в Бородинской панораме

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Одушевить нежными цветами: цветочная роспись на фарфоровых изделиях мастерской князя Н.Б. Юсупова

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

К Международному дню родного языка. Программа Музея славянской письменности "Слово" на ВДНХ

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

"Совремённость Павла Кондратьева": выставка живописи, графики в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Выставка «Великая повседневность. Северная крестьянская утварь» в Архангельских Гостиных дворах

Выставка "Иран: взгляд сквозь тысячелетия"

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Евгения Буравлева. Малая родина

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка «Слава и гордость земли иркутской»

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Братья Чернецовы. Художники и путешественники

Выставка «Образы и судьбы» Виталия Боровика в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Salon de 4ceramics

Выставка "Дикая природа Бразилии" в Русском музее фотографии

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Мама Дома. Колыбельные

Выставочный проект «Путешествие на Восток» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru