НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Ритуально-обрядовые практики Японии"

c 19 апреля по 23 мая 2016Санкт-Петербург
Государственный музей истории религии. Фасад здания
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную сложной теме японского ритуала и обряда. Выставка позволит приоткрыть завесу загадочности и мистики скрывающую самое сердце японской религиозной традиции. На выставке представлено более 60 предметов, рассказывающих о ритуалах легендарных горных отшельников, домашних обрядах японской семьи, храмовых торжествах и народных традициях. Уникальные предметы различных культов позволят окунуться в таинственный мир старой и современной Японии.

Японская религиозная традиция разнообразна и синкретична. Многообразие ритуалов и обрядов различных религиозных направлений, которые бытуют на территории Японии, не разделяют это единство, но наполняют его самобытностью, красотой и мистикой.

Основной религиозной моделью древней Японии был шаманизм, характерный для многих архаических культур. Шаманы, прорицатели и вещатели служили связующим звеном между человеком и многочисленными богами, населявшими, по преданиям, японские острова. Однако эти верования нельзя было назвать цельной религией. В VI в. из Китая через Корею в Японию проникает буддизм, и Япония впервые сталкивается с развитой религиозной системой и обширным ритуально-обрядовым комплексом. На первый план в буддийском ритуале выходит искусство, и сам ритуал становится пышным, богатым и ярким.

Под влиянием буддизма местные религиозные культы и верования стремительно приобретали вид оформленной религии, которая получила название синто – путь богов. Мифопоэтическое сознание, присущее всем архаическим культурам и японцам в частности, породило целый комплекс обрядов, ритуалов и верований, берущих свое начало в преданиях, легендах, мифологических сюжетах. В каждой провинции был свой цикл легенд и мифологических сказаний, регулирующих жизнь общины, как в ритуальной, так и в повседневной сфере. В 712 г., уже после знакомства с буддизмом, по повелению правящего дома все мифы были собраны и переработаны в сборник «Кодзики», призванный унифицировать религиозные представления Японии и каким-либо образом отделить от набирающего силу буддизма. Именно в этом труде на первый план выходит Аматэрасу – солнечное божество, и соответственно мифологический свод, формирующий комплекс норм и ритуалов. В VIII в. проводится «опись» всех божеств – ками и строится множество святилищ. При императорском дворе формируется институт синтоистских жрецов (каннуси), усложняется культ, разрабатывается обрядность.

Выставка включает 4 масштабных раздела. Первый раздел «Отшельнические практики» повествует о ритуалах двух больших течениях монахов-отшельников ямабуси и комусо, принадлежащих к разных буддийским школам. Ямабуси (япон. «скрывающийся в горах») – горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Обряды и ритуалы, проводимые ямабуси, во многом основаны на практиках «тайного учения», наиболее известные из них кадзи – обряд обмена дарами с буддой, и гома. Гома – ритуал, входящий в аскезы огня. В ходе обряда подвижник сжигает в огне ритуальные дощечки, символизирующие человеческие страсти. Важную роль в этой традиции играет изображение почитаемого. Когда страсти сгорают, подвижник может достичь слияния с выбранным буддой или божеством. Считается, что в результате подвижник получает его силу и чудесные способности. Комусо – монахи пустоты, члены буддийского течения фукэ, одного из ответвлений школы дзэн; бродячие монахи-музыканты. Особенностью этого направления является так называемый суйдзэн – «духовой дзэн», где просветление достигалось посредством игры на сякухати.

Второй раздел «От буддийского храма к домашнему алтарю». Распространение буддизма в Японии стало эффективным инструментом в проведении политики централизации. Буддийский храм стал единственным легитимным местом для проведения обрядов, в том числе и по защите страны. Храмовый комплекс обычно обносился оградой, с южной стороны которой находились главные ворота. В центре размещались культовые постройки, огороженные обычно по прямоугольному периметру галереей. Внутри огороженной центральной части друг за другом, с юга на север, располагались пагода, за ней «золотой павильон» (яп. кондо), главный церемониальный зал всего комплекса. Здесь находился буддийский алтарь, символизирующий центр мира – гору Сумеру. Между оградой и галереей размещались колокольня, хранилище сутр, трапезная, по сторонам от которой жилые помещения монахов.

Обряд О-бон – праздник поминовения усопших – пришел в Японию вместе с буддизмом как буддийский обряд улламбхана (с санскр. – переправа). Смешавшись с японскими верованиями в ками и почитанием предков, О-бон стал важнейшим ритуальным действом Японии вплоть до современности. Праздник длится три дня. Считается, что души умерших родственников возвращаются в это время к живым. Для привлечения душ родных обустраивается специальный алтарь – сёрё-дана, на котором располагаются поминальные таблички ихай, подношения в виде свечей, курений, цветов, а также та еда, которую любил покойный. Часто на алтарь помещают «средства передвижения» для предков: огурец с воткнутыми соломинками, символизирующий быструю лошадь, на которой прибывает умерший, и баклажан, символизирующий медлительного быка, на котором тот отбывает обратно.

Третий раздел «Синтоистские обряды» посвящен огромной роли ритуальных обрядов в общественной жизни Японии. Культ многочисленных ками, шаманизм и сопутствующие всему этому магические действия предопределили развитие обрядовой практики. Общение с божествами предполагало особую обстановку, которая создавалась во время празднеств, а стержнем последних был ритуальный обряд – мацури. Идейной основой обрядов, связанных с «общением» с божествами (т. е. практически всех мацури) является стремление простого смертного приобщиться к божественной силе. Например, ритуальное вкушение риса считалось соединением с божеством риса и приобретением могущества за счет такого единения. Фестиваль Сэцубун – один из древнейших в Японии. Празднуется он в феврале и знаменует приход весны, отсюда его название – «разделение сезонов». Сэцубун одинаково важен и для буддийской и для синтоистской традиции Японии. Традиционно фестиваль связан с ритуалом изгнания демонов под названием мамэмаки.

Завершает выставку раздел «Народные почитаемые», в котором помимо прочего представлены акварельные изображения наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона, например Каннон ((санскр. Авалокитешвара) – олицетворение милосердия или Богиня Бэндзайтен (санскр. Сарасвати) – индийское божество семейного счастья, покровительница искусств и красноречия.

Выставка продлится до 23 мая 2016 года

www.museum.ru/N61936
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.12.2024  x    ?  


Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка «Виктор Попков» в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной

Древняя архитектура Чеченской Республики – в новом свете

Выставка «Монеты и рыцари. Серебро и сталь» в Музее Международного нумизматического клуба

Концерт хоровой музыки "И россыпь чудная здесь Пушкинских стихов" в Доме-музее Волконских, Иркутск

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. XXXХ областной фестиваль "Декабристские вечера" в Иркутске

Выставка "Месяц большой темноты" в Государственном музее городской скульптуры

«…Посмотри в глаза чудовищ…». Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

«Зимняя сказка» - выставка новогодних арт-объектов в павильоне Дарвиновского музея на ВДНХ

Выставка "Светить всегда, светить везде" в Галерее на Трубной

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка "Быть Героем - жить вечно" в Вологодском музее-заповеднике

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Арт–проект Владимира Вельтмана «Станция «Мир»

Выставочный проект Анны Кабировой в Московском музее современного искусства

Поэзия в красках. Персональная выставка живописи Галины Докучаевой

Выставка «Право на ошибку. Мастерская Павла Никонова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

"Цвет Зимы" - многоликая красота зимнего мира

Выставка "Люди в музее. Настоящее и будущее" в Российском этнографическом музее

Проект Бахрушинского музея «Почти портреты. Выставка шаржей «Кукрыниксов» в Туле

Выставка «Вдохновением создано» Сергея Гавина, Евгения Матько и Анастасии Агафоновой в МВК РАХ

X областная выставка-конкурс народного творчества «Ремёсла Томского края»

Калейдоскоп французской жизни. Афиша XIX - начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставочный проект «СО:творение миров» в Московском музее современного искусства

Путешествие Даррелла в Россию

Выставка Геймрана Баймуханова «Моменты»

Край сильных

Выставка "Площадь милосердия" в фойе Большого зала Петербургской филармонии

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru