«Воспитанники Грушевого Сада» – старинное название, присвоенное китайским актерам, воспитывавшимся в соответствующей части императорского дворца. Официальный титул Мэй Ланьфана – «Первый из Грушевого Сада» означает, что он занимает высшее положение среди актеров Китая» /Сергей Эйзенштейн. 1935 г./
В Зале восточного фасада Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина с 10 июня будет открыта выставка «Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр». Эта выставка – возможность познакомиться с искусством уникального явления «Пекинская опера», не имеющего аналогов в европейском искусстве, новаторским творчеством великого актёра Мэй Ланьфана и в соприкосновении с советским театром 1930-х гг. проследить взаимовлияние двух театральных культур и их значение для современного театра.
Мэй Ланьфан /1894 – 1961/ – китайский актёр, исполнитель ролей женского амплуа «дань» – всю свою жизнь посвятил искусству Пекинской оперы. Его вклад в развитие и модернизацию этого жанра трудно переоценить. В 1935 г. он получил приглашение посетить СССР. Гастроли прошли с большим успехом, и по их окончании Мэй Ланьфан передал в дар Бахрушинскому музею некоторые свои сценические костюмы, реквизит, музыкальные инструменты.
Выставка включает две большие тематические части. Первая представляет Пекинскую оперу как уникальное культурное явление и рассказывает об искусстве Мэй Ланьфана. Многие из представленных экспонатов будут показаны публике впервые. Помимо сценических раритетов из дара Мэй Ланьфана в выставку войдут редкие китайские народные гравюры /лубки/ на традиционные театральные сюжеты, обнаруженные в фондах отдела декорационно-изобразительных материалов, фонде Государственного театра имени Вс.Э. Мейерхольда /ГосТИМ/, куклы в виде персонажей Пекинской оперы и миниатюрные маски основных актёрских амплуа из отдела фондов детских и кукольных театров Театрального музея им. А.А. Бахрушина. Специально к выставке иероглифические надписи на них переведены со старокитайского письменного языка, определены сюжеты изображений и их литературные источники. Здесь же можно увидеть костюмы к традиционным постановкам Пекинской оперы современных китайских художников театра.
Лучше представить атмосферу Пекинской оперы поможет созданное на выставке небольшое подобие сцены традиционного китайского театра. На «заднике»-экране будут демонстрироваться уникальные видеозаписи спектаклей с участием Мэй Ланьфана.
Вторая часть экспозиции посвящена советскому драматическому и музыкальному театру середины 1930-х гг., времени его расцвета. Во время гастролей в Москве и Ленинграде Мэй Ланьфану показали лучшие спектакли того времени. Именно они представлены на выставке афишами, эскизами декораций и костюмов, фотографиями актёров в ролях и сцен из спектаклей. Это «Севильский цирюльник» и «Борис Годунов» Оперной Студии Станиславского, «Дама с камелиями» Мейерхольда и «Принцесса Турандот» Вахтангова, «Египетские ночи» Таирова и «Аристократы» Охлопкова, балеты, кукольные спектакли… Здесь же – фотографии ведущих деятелей советского театра и искусства с Мэй Ланьфаном.
Всего в экспозицию включено около 350 разнообразных экспонатов из фондов Театрального музея им. А.А. Бахрушина и музея Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Куратором выставки стала Наталья Макерова, искусствовед, заведующая Музеем-квартирой Вс. Э. Мейерхольда – отделом Театрального музея им. А.А. Бахрушина, доцент факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ.
Во время работы выставки будут организованы лекции, посвящённые специфике музыки, действия, костюмов, гримов, амплуа актёров в сверхусловном китайском театре; концерты ведущих исполнителей Московской консерватории имени П.И. Чайковского на традиционных инструментах Пекинской оперы; видеопоказы спектаклей с участием ведущих современных китайских мастеров этого уникального жанра.
О МЭЙ ЛАНЬФАНЕ И ЕГО ВИЗИТАХ В СССР
В 1935 г. Мэй Ланьфан получил приглашение посетить СССР. В Москве и Ленинграде актёр и его труппа показали четыре спектакля: «Месть угнетённых», «Радужный перевал», «Фей-Чен-О и генерал «Тигр», «Опьяневшая красавица» а также ряд танцевальных номеров. Эти представления посетили известнейшие деятели театра и кино первой половины ХХ в.: Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Сергей Третьяков, Эдвард Гордон Крэг, Сергей Эйзенштейн и Бертольт Брехт. Сергей Эйзенштейн снял фильм с участием Мэй Ланьфана «Радужный перевал» /редкие фотографии со съёмок включены в экспозицию/.
После двухнедельных гастролей в Москве и Ленинграде актёра попросили о дополнительном спектакле, который состоялся 13 апреля на сцене Большого театра. По словам присутствовавших на спектакле, он продолжался до 3 часов ночи, а благодарная публика 18 раз вызывала Мэй Ланьфана на бис.
Сам артист так описывал цель своих гастролей: «С одной стороны – я хочу представить традиционную китайскую оперу за границей, а с другой стороны – использую эту возможность, чтобы изучить зарубежное театральное искусство и обогатить наши традиции». Во время гастролей Мэй Ланьфан посетил огромное количество драматических, оперных спектаклей и кинопоказов. Его поездка превратилась в уникальный культурный обмен, который способствовал развитию восточного и западного искусства.
После образования Китайской Народной Республики Мэй Ланьфан ещё трижды посещал Советский Союз: в 1952, 1957 и 1960 гг. Зарубежные поездки Мэй Ланьфана открыли Пекинскую оперу миру и популяризовали традиционное китайское искусство в других странах. Ныне «Пекинская опера» признана ЮНЕСКО нематериальным достоянием мировой культуры.