В Музее-усадьбе "Архангельское" новая выставка, подготовленная Московским музеем-усадьбой "Останкино". Открытие - 28 июня 2016 года - приурочено к 265-летию со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809), основателя Странноприимного дома, владельца одного из лучших крепостных театров России, покровителя искусств. Это своеобразный воображаемый визит, который граф Николай Петрович Шереметев отдает князю Николаю Борисовичу Юсупову. И везет в гости то, чем дорожил и гордился.
Сегодня, когда Останкинский дворец вступил в эпоху долголетней научной реставрации, приглашение Музея-усадьбы Архангельское позволяет представить современному зрителю редкий тип интерьера Эстампной галереи, смоделировав его в помещениях юсуповского дворца. Одна из целей, которая подразумевается выставкой - в очередной раз напомнить московскому зрителю о существовании такого прекрасного памятника, как дворец-театр в Останкине, и о такой неординарной исторической фигуре, как граф Николай Петрович Шереметев.
Эстампные галереи в России, в отличие от Западной Европы, начали входить в моду лишь к концу XVIII века. Первая была оборудована Екатериной II в 1796 году в царскосельском Александровском дворце. Эту идею немедленно подхватил любитель модных художественных новинок граф Н.П. Шереметев, и в том же году распорядился перестроить под нее бывшую Овальную комнату Останкинского дворца с примыкавшими к ней двумя небольшими помещениями.Она стала средоточием "интеллектуального" досуга гостей благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания - гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах. В самом "ученом" по наполнению помещении в особой витрине красного дерева была размещена так называемая "Венерина". Необычный и весьма дорогой экспонат - восковая анатомическая женская фигурка "с показанием полной анатомии" - давала возможность послойного раскрытия.
В том факте, что из великого множества музеев-усадеб, возникших вокруг Москвы после национализации дворянских имений, сохранились лишь немногие - прямая заслуга их неординарных создателей и владельцев. Облик двух Николаев - графа Шереметева и князя Юсупова - имеет немало общих черт. Практически ровесники, единственные наследники знатнейших фамилий и крупнейших состояний, знатоки и любители искусств и страстные поклонники театра. Их объединяло то, что ныне зовется системой ценностей. С одной стороны, она была результатом сходных интересов, с другой, близость к императорскому двору очень часто сводила близко и их самих. Так, Юсупов сменил Шереметева в должности директора императорских театров. Об их хороших отношениях есть немало свидетельств - от писем до чашки с портретом Шереметева, изготовленной на юсуповской фарфоровой фабрике. Из сохранившихся Гостевых книг известно, что Н.Б. Юсупов часто бывал у него, в том числе в Останкине. Шереметев же в Архангельском не был и не мог бывать - он умер за полтора года до того, как Юсупов приобрел усадьбу.
Выставка открывается 28 июня в 16:00 и для широкой публики 3 июля в 14:00.
www.arhangelskoe.su. Аккредитация СМИ по тел.+7 495 797 5458