2 декабря 2016 г. в Белграде (Сербия) в Российском центре науки и культуры «Русский дом» состоялось открытие выставки «Святые защитники земли русской». Выставку посетил президент Республики Сербия Т.Николич, министр иностранных дел Республики Сербия И.Дачич, посол РФ в Сербии А.В.Чепурин, руководитель Россотрудничества Т.Н.Глебова, викарий Патриарха Сербского владыка Арсений (Главчич), настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий (Тарасьев) и другие официальные лица.
Выставка создана на основе фондовой коллекции древнерусской живописи Московского государственного объединенного музея-заповедника и представляет фото-воспроизведения особо чтимых икон, к которым в течение веков обращались русские люди с молитвами о защите своего Отечества. Приняв в X веке православную веру из Византии, Древняя Русь стала поклоняться и ее святым. Византийский святой Николай Мирликийский, живший в IV веке, стал самым почитаемым святым Русской церкви. Он выступал помощником в разных бедах, хранителем мореплавателей и путешествующих. Так же любим, как Никола, стал и воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру (III век). На Руси со святым Георгием связывали надежды на защиту родной земли от врагов. В народном сознании образ св. Георгия-змееборца стал ассоциироваться с идеей воинского подвига, победы над силами зла и спасительной силы христианской веры.
Первыми русскими святыми, прославленными Русской Церковью в 1071 году, стали князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть во время междоусобной войны. В сознание русских людей они вошли как пример самопожертвования и мужества. Их подвиг стал символом прекращения внутренней смуты и вражды. Отец Бориса и Глеба – великий князь Владимир (960-1015) – почитается крестителем Руси, утвердившим православие как государственную религию. В 2015 году торжественно праздновалось 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Почитание первых русских святых стало той духовной основой, из которой родилась и развивалась национальная святость. В годы суровых испытаний, когда решалась судьба Отечества, земли Руси защищал весь сонм русских святых. Это князья-воины, монахи, мученики, юродивые, церковные пастыри и другие подвижники веры.
Подъем русского национального самосознания, борьба с ордынскими захватчиками и единение разрозненных сил вокруг Москвы связаны с именами великих подвижников – Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Великий русский святой, игумен Троице-Сергиева монастыря преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предрек ему победу. В честь подвига князя-воина, защитника Отечества, во время Великой Отечественной войны его именем была названа танковая колонна «Дмитрий Донской», а в 1988 году Дмитрий Донской прославлен Русской Церковью как святой.
Один из разделов выставки посвящен образам Пресвятой Богородицы, поскольку вера в заступничество Богоматери за всю русскую землю прочно укрепилась в народном православном сознании. Множество вариантов иконографии Богоматери свидетельствуют о том, что вся Древняя Русь считалась уделом Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Богоматери Державной была обретена 2 марта 1917 года в день отречения императора Николая II от престола. На иконе Богоматерь изображена в короне и с символами царской власти – державой и скипетром. Этим чудесным явлением Пресвятая Богородица приняла под свой покров Русскою землю и укрепила в народном сознании веру в защиту всеми христианскими святыми незыблемости Российской державы