НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты

c 17 февраля по 5 марта 2017Москва
Украшение входа в юрте, капунук. Туркмения, ХХ в.,1920-е гг.
Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты
Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты
Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Многовековая культурная традиция народов, населяющих степные просторы Средней Азии, Казахстана и предгорий Тянь-Шаня, включает в себя мастерство обработки шерсти и искусство изготовления ковров.

На выставке представлены ковровые изделия нескольких близкородственных этносов – киргизов, казахов, туркмен и узбеков. В их культуре в наибольшей степени сохранились традиции древнего кочевого населения этого региона. Занимая автономно разные территории, они создали свои особые по форме и назначению ковровые изделия для устройства и оформления переносного жилища кочевника – юрты.

Самым необходимым предметом для оборудования юрты был войлок. Им покрывали деревянный остов юрты, застилали полы. Войлочный ковер делался способом валяния, при котором овечья шерсть скатывалось и уплотнялось в виде прочного полотна, устойчивого к климатическим изменениям и проникновения влаги. Из него так же делали одежду, постельные принадлежности, мешки, сумки и другие предметы, необходимые в быту.

В экспозиции можно видеть лучшие образцы войлочных ковров из собрания музея, созданные мастерицами Казахстана и Киргизии - сырмаки и ширдаги. Эти ковры изготавливались из разноцветных войлоков в технике инкрустации или мозаики, иногда аппликации, для которой узоры вырезались из сукна или хлопковой ткани контрастного цвета. Особенно нарядными выглядят ковры со сложным и тонко проработанным узором, содержащим наибольшее количество цветов. Орнамент войлочных ковров в основном состоит из абстрактных форм в виде трилистника с многочисленными ответвлениями, соединенными в разнообразные сложные фигуры – варианты традиционного узора «рога барана».

Подобные узоры, наделяемые магической силой оберега, можно видеть и на других ковровых изделиях киргизских и казахских мастериц. Орнаментальные ленты для стягивания прутьев остова юрты – бау (киргиз.), баскур (казах.) выполнялись в ворсовой или безворсовой технике ткачества, а так же сочетающей в себе обе техники ткачества - терме (т.е. сборная). Для особой крепости основа ленты ткалась из белых хлопковых нитей, а узор – из разноцветной шерсти. Несколько широких лент, сшитых вместе, служили ковром для пола, покрывалом или украшением центральной стены юрты.

Ворсовые ковры в Средней Азии ткали повсеместно на горизонтальных ткацких станках простого типа с помощью небольшого набора инструментов. Станок представлял собой несколько соединенных друг с другом деревянных балок, вкопанных в землю. На них натягивались нити основы, на которых завязывались ряды ворсовых узлов, закреплявшиеся нитями утка.

Ковры, изготовленные одинаковым способом, отличались большим разнообразием локальных традиций.

В предгорных районах Узбекистана был создан совершенно уникальный тип ковра с длинным пушистым ворсом, напоминающим шкуру медведя. Отсюда название «джульхирс». Необычная толщина структуры ткани и яркая расцветка создавали впечатление теплоты и уюта в жилище кочевника. В узор ковра входят мотивы абстрактного и растительного происхождения, олицетворяющие живительные силы природы.

Характерной особенностью ковроткачества туркмен являлось наличие целого набора ковровых изделий для оформления дверного проема юрты. С внешней стороны вход в юрту закрывался небольшим ковром – энси. Он служил роскошным украшением фасада жилища. С внутренней стороны дверной проем оформлялся более легким изделием, прямоугольной формы – капунуком, состоящим из потолочной полосы и спускающихся до пола многочисленных нитей, украшенных рядами разноцветных кистей и бусин. Они привносили в облик юрты праздничное, декоративное начало. Пол юрты застилался циновками, а поверх них коврами - халы, отличающимися тонкостью ткачества и изящным узором, благодаря чему работы туркменских мастериц получили мировое признание. Декор ковра состоит из раппорта двух видов лучистых розеток-гёлей и особой цветовой гаммы, переливающейся всеми оттенками красного цвета. Поэтому ковер достойно занимал центральное место в юрте, выделяя место особой значимости, связанное с традиционным образом домашнего очага.

Кочевой быт определил многообразие таких ковровых изделий, как мешки и сумки, которые широко применялись для хранения и перевозки всевозможных предметов домашнего обихода: продуктов, инструментов, посуды, одежды. У отдельных народов-кочевников преобладали разные по технике изготовления, форме и назначению ковровые мешки и сумки.

Туркменские мешки чувалы и мафрачи заменяли в жилище мебель. Они размещались у стен юрты в качестве сундуков, ставились один на другой или развешивались по стенам.

Сумки киргизов имеются двух видов: чаваданы в форме длинного валика и прямоугольные в виде конверта – баштыки, которые могли использоваться в качестве подушек или сидения.

Почти все изделия ткались из двух кусков ткани. Одна сторона сумки выполнялась в ворсовой технике ткачества и украшалась традиционным узором. Оборотная сторона состояла из куска гладкой неорнаментированной ткани. По краям сумки украшались разноцветными шнурами, бахромой и кистями.

Куратор: Тамара Петрова

www.museum.ru/N65346
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Востока
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, 12а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 691-9614, 691-0212, 691-4966 (экс. бюро)
сайт:www.orientmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru