В Лионском зале Екатерининского дворца установлен портал из лазурита; теперь он украшает одну из дверей знаменитого интерьера. Работы по его изготовлению выполнили реставраторы «Царскосельской янтарной мастерской». Воссоздание стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда «Транссоюз» (5 млн рублей).
Проект реставрации Лионского зала был подготовлен в 1983 году под руководством главного архитектора музея Александра Кедринского (1917 – 2003); корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах.
Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая работа (для каменного декора требуется 3,5 тонны лазурита). Поэтому было принято решение воссоздавать отделку зала поэтапно. Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера.
150 кг лазурита потребовалось для мозаичного набора; работы длились семь месяцев. Лазуритовый набор установлен на новое каменное основание обрамления южного дверного портала и карниза, ведущего в помещение, где раньше располагался Китайский зал. Кроме того, в соответствии с проектом реставрации, воссозданы и установлены на место бронзовые золоченые накладные детали. По словам мастеров, создание моделей для этих декоративных деталей оказалось наиболее сложным процессом. Особое мастерство также потребовалось для того, чтобы состыковать пластины лазурита в технике «русской мозаики».
Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров, созданных архитектором Чарльзом Камероном – входил в число личных апартаментов Екатерины II наряду с Арабесковым и Китайским залами, Серебряным и Синим кабинетами.
Зал создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе – на золотистом сияющем фоне фазаны, павлины, лебеди в сложном переплетении гирлянд и ветвей. Лазуритовый декор Лионского зала в XVIII веке состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, опоясывающих помещение по всему периметру, наличников окон, обрамления дверей. Каменный набор был выполнен из тонких пластин байкальского лазурита, наклеенных на основу из известняка в технике, получившей впоследствии название «русская мозаика» (облицовка больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного камня, точно подогнанными друг к другу, создававшими впечатление монолита). Всего на изготовление лазуритовой отделки было израсходовано чуть больше 92 пудов камня. Двери и паркет зала «были выполнены из разноцветных заморских 12 сортов дерев… в назначенных… местах жемчужные раковины вставлены» (в декоре пола и дверей был использован перламутр).
Лазуритовая отделка стен XVIII века пережила ремонт и реконструкцию зала в середине XIX века, когда Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти в период с 1848 по 1861 год внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, изменился ее цвет – вместо жёлтого появился малиновый шёлк с цветочными гирляндами (в 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком). Были демонтированы барельефы и живописные вставки на стенах, вместо печей установили печи-камины с мраморными фигурками путти. Также по проекту Монигетти были созданы новые предметы меблировки – гарнитур мебели и осветительной арматуры из байкальского и бадахшанского лазурита с декором золоченой бронзы. Лазуритовые части предметов были изготовлены на Петергофской гранильной фабрике; детали золоченой бронзы выполнены при посредничестве фирмы «Английский магазин» Никольса и Плинке – поставщика Императорского двора. Рамы зеркал и люстра были украшены монограммой владелицы интерьера, императрицы Марии Александровны.
Лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В данный момент из убранства зала сохранилось 25 предметов, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала в годы войны, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. Два паркетных щита выставлены в зале, остальные находятся в фондах.
В 2005 году в процессе реконструкции Зубовского флигеля восстановлено объемно-пространственное решение зала без воссоздания его декоративного убранства.
СПРАВКА
Лазурит (ляпис-лазурь) — непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета; лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно-голубые.
Название этого камня появилось в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» происходит от персидского лaжвард — синий камень, лазурит. В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции — Pierre d’Azur. Современное название «лазурит» появилось в XVIII веке. «Ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
Лазурит добывают в Афганистане (Бадахшан), в России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США, Мьянме, Таджикистане (Памир). Копи в Бадахшане –древнейшие; этот камень сложными путями попадал из Афганистана в Китай, Египет, Византию и Рим. Афганский лазурит из месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах фараонов и при раскопках Трои.