С 21 апреля по 19 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в рамках Года экологии пройдет выставка «Медвежьи сказы», на которой будут экспонироваться предметы декоративно-прикладного и народного искусства, представляющие образ медведя в русской культуре. Целью выставки является привлечение внимания к проблемам экологии и одному из самых известных животных России – бурому медведю.
В русском традиционном искусстве образ-символ медведя нашел самое яркое отражение как в устном творчестве - в сказках, былинах, преданиях, песнях, обрядах; так и в материальной культуре - глиняной и деревянной резной игрушке, лубочных картинках, в художественном литье и гравировке на металле, в лаковой миниатюре и эмалях, в резных изделиях из кости и камня, в произведениях искусства из стекла и керамики.
Экспозиция выставки построена на основе тематических сказов: Медведь – хозяин леса, Медведь и святой, Медведь и охота, Медвежья потеха, Медведь в литературе, Медведь в игрушке, Медведь в геральдике и эмблематике, Медведь в искусстве. Каждый сказ проиллюстрирован соответствующими экспонатами из коллекции Музея. Например, в разделе сказа «Медведь и охота», будет представлено издание 1900 года с иллюстрациями художника Николая Самокиша к стихотворению Льва Мэя «Избавитель». Сюжет стихотворения заимствован из исторического случая, произошедшего с царем Алексеем Михайловичем во время охоты в звенигородских лесах. Известно, что царь подвергся нападению медведя и был чудесным образом спасен преподобным Саввой Сторожевским. Сказочные персонажи из раздела «Медведь в литературе» представлены, в том числе, и экспонатами лаковой миниатюры. В 1933 году художник Мстерской лаковой миниатюры Александр Котягин по мотивам басни Льва Толстого «Два товарища» расписал коробку «Притча о двух мужиках», а герой шуточного стихотворения Н. Некрасова «Генерал Топтыгин», высмеивающего чинопочитание в людях, изображен на одноименной шкатулке Холуйского лакового промысла, расписанной художником Валентином Кротовым в 1964 году.
Такие народные художественные промыслы как Богородская, Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, Хлудневская игрушки также обращались к образу медведя. В сказе «Медведь и игрушка» среди национальных игрушек будет представлен эскиз вятского художника Алексея Ивановича Деньшина «Медведь на дереве» 1926 года. Художник известен тем, что в начале XX века буквально спас промысел дымковской игрушки, создав несколько литографических альбомов, в которые были занесены старейшие варианты глиняной игрушки, впоследствии утраченные.
Медведь присутствует также в гербе городов: Новгорода Великого, Екатеринбурга, Перми, Рыбинска, Хабаровска, Череповца, и др. В разделе «Медведь в геральдике и эмблематике» можно будет увидеть изображение герба Пермской земли: на красном поле изображен «серебряный» медведь, на спине которого поставлено Евангелие в золотом окладе, а над ним крест, символизирующий принятие христианства. И конечно же, сказ о медведе в геральдике и эмблематике был бы неполным без официального символа Олимпиады-80 - олимпийских мишек, выполненных мастерами Гжели и Конаково.
Выставку дополняют лубочные листы, эскизы тканей первой половины XX века и редкие книги XIX века.