Рождественский выставочный проект Государственного музея истории религии и Международного центра исламских исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН представляет один из первых результатов историко-этнографической экспедиции, прошедшей с 15 по 31 марта 2017 г. в рамках проекта «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», реализуемого МАЭ РАН, Лейденским институтом рационального монотеизма и журналом “Manuscripta Orientalia”, при поддержке Министерства по делам религии и религиозного имущества Султаната Оман.
Выставка предлагает по-новому взглянуть на один из самых известных библейских сюжетов – поклонение волхвов. На основе новых данных экспедиции исследователи теперь готовы ответить на вопросы: кто на самом деле были волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, откуда они пришли и какие дары принесли с собой.
На камерной выставке, развернутой в разделе постоянной экспозиции «Католицизм», будут представлены несколько комплексов экспонатов. Исследования последних лет показывают, что в серьёзном уточнении нуждается перевод на греческий исходных понятий евангельского текста, в которых мы вслед за традицией привыкли видеть «золото, ладан и смирну». Существуют очень весомые основания полагать, что на самом деле в евангельском повествовании речь идёт о ладане весеннего сбора, имеющем бронзовый оттенок, ладане осеннего сбора молочной белизны и о мирре. Эти благовония использовались в храмовых ритуалах и в ритуалах жизненного цикла, что наделяло дар волхвов важнейшим символическим значением, хорошо понятным современникам. Речь шла о служении Богу, о жизни и смерти. Поэтому на выставке представлены благовония – ладан весеннего сбора, ладан осеннего сбора и мирра, приобретенные на базаре в Салале весной 2017 г. и уложенные в традиционные корзинки.
Евангельское указание на то, что волхвы пришли с Востока, совсем не обязательно подразумевает Восток, географически противопоставленный Западу в современном смысле. Греческий текст «Евангелия от Матфея» является переводом с древнееврейского, а географические ориентации в семитской и греческой традиции не совпадают («карта» семитских народов была ориентирована на Восток, а не на Север). Материальным свидетельством этого служит громадная мозаичная карта-панно, созданная в 560 г. н. э, значительные фрагменты которой можно увидеть сегодня в Церкви Святого Георгия в Мадабе (Иордания). Она сориентирована на Восток, и, чтобы увидеть привычный для нас мир, карту нужно обойти слева. В оригинальной древнееврейской версии текста Евангелия речь шла о том, что волхвы в действительности пришли в Вифлеем с Юга, двигаясь знаменитым Путем благовоний, маршрут которого начинался в Дофаре (Оман). По нему в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценные благовония, главным образом ладан и мирра, а также африканские специи. Приобретенный на базаре в Низве (Омане) вертеп и елочный шар являются прекрасной иллюстрацией того, что история о «волхвах из Дофара» не только хорошо известна, но и стала основой для серии оригинальных и популярных сувениров в странах Ближнего Востока.
Настоящей жемчужиной выставки является картина «Поклонение волхвов» круга Якоба Корнелиса ван Оостзанена (1470 (?) – 1533), написанная в Амстердаме. Она поступила в Музей истории религии в 1946 г. из Центрального антирелигиозного музея в Москве. Происходит из коллекции князя П.П. Вяземского (1820–1888), известного русского дипломата, сенатора, блестящего литератора и археографа. Классическая иконография сюжета предполагает изображение волхвов как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света.