Выставка «Серебро Господа моего» (Евангельские сюжеты в православном искусстве) стала первым выставочным проектом Государственного музея истории религии в 2018 году. На выставке представлено более 70 экспонатов из сокровищницы Музея - Фонда драгоценных металлов, выполненные в различных ювелирных центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве) знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами, оклады Евангелий XVII – XIX вв., иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь с изображением евангельских событий, паломнические реликвии из Святой Земли.
Евангелие (с греческого – «благая весть») — книга, повествующая о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие – главная богослужебная книга в православном храме, которая пребывает в алтаре на престоле и символизирует присутствие Бога в храмовом пространстве. Особое почитание Евангелия в православном культе привело к возникновению традиции украшения книги драгоценными окладами из золота и серебра. Золото в христианстве служит средством выражения идеи святости, а золотой цвет символизирует и «сияние божественной славы», и Небесный Иерусалим. Драгоценные камни, жемчуг, чернь, эмали, чеканная, резная орнаментика придавали книгам торжественный облик, подчеркивающий значимость их содержания. Оклады могли либо закрывать обе крышки переплета полностью, либо состоять из отдельных накладных деталей. В центральной дробнице верхней крышки Евангелия традиционно представлен образ Христа в различных композициях: «Распятие с предстоящими», «Воскресение Христа», «Христос Вседержитель», в центральной дробнице нижней крышки изображалась Голгофа, либо сцены на евангельские сюжеты.
Выставка тематически делиться на два больших раздела. В первом представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина (которому в 1751 г. была дана монополия на изготовление церковных вещей), И.М. Атазевича (с 1802 г. возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего в Киево-Печерской лавре), И.А. Алексеева (фабрика которого известна до 1912 г.), Я.С.Масленникова (одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII в.).
Одним из наиболее древних среди представленных на выставке является серебреный оклад, изготовленный неизвестным мастером в 1637 г. в Москве. О дате его изготовления свидетельствует надпись на внутреннем бортике верхней доски оклада: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год». Многие оклады сохранили памятные надписи на досках, например, о вкладе данной книги в церковь или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены.
Авторы многих окладов Евангелий известны нам лишь по инициалам. Посетители выставки смогут увидеть целый ряд таких Евангелий, изготовленных неизвестными мастерами с инициалами «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.» и другие.
Второй раздел включает в себя иконы в серебряных окладах на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и пр. Большинство окладов икон изготовлено неизвестными русскими мастерами XVIII – XIX вв. Дополняют раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения.