Парадные залы (вход с Английской наб.,44)
Выставка представляет более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выполненные в разных видах и жанрах изобразительного искусства, они объединены одной темой — прославления завоеваний Великой Октябрьской революции. Многие экспонаты демонстрируются впервые.
Это третья выставка одноименного проекта «Вдохновение в красных тонах», объединившего выставочные, издательские, мультимедийные проекты Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченные к 100-летию Октябрьской революции.
В 1917 год коренным образом изменил ход российской истории. Свершившаяся социалистическая революция, повлиявшая на все сферы человеческой жизни, стала причиной глобальных изменений и в культурной жизни страны. Молодому государству нужна была новая идеология и новые герои.
Первым шагом по формированию государственной программы в сфере изобразительного искусства стал предложенный В. И. Лениным план монументальной пропаганды, основные задачи которого были сформулированы в декрете Совнаркома от 13 апреля 1918 года «О памятниках республики». Согласно этому плану на улицах и площадях Москвы и Петрограда возводились памятники деятелям революции. Большинство из них было выполнено из недорогих, недолговечных материалов и не сохранились до наших дней. На выставке демонстрируются авторские модели гипсовых памятников А. Н. Радищеву, К. Марксу и Т. Г. Шевченко, установленных в Петрограде начале 1920-х годов в рамках плана монументальной пропаганды.
Широкое распространение в первые годы после революции получили агитационно-массовые формы искусства. В залах особняка экспонируются выполненные на злобу дня плакаты 1920-х годов авторов знаменитых «Окон РОСТА» — художников Л. Г. Бродаты и В. В. Лебедева.
Рядом демонстрируется агитационный фарфор 1918-1930-х годов — изделия, выполненные по моделям и эскизам М. М. Адамовича, Н. Я. Данько, З. В. Кобылецкой, С. В. Чехонина. Среди них один из редких экспонатов — фарфоровые шахматы «Красные и белые», выполненные Н.Я. Данько на Ленинградском фарфоровом заводе в 1922 году.
В первые послереволюционные годы в художественной жизни страны принимали участие, как приверженцы традиционного реалистического искусства, так и представители так называемого «левого фланга» искусства, нацеленные на поиск новых форм и методов. В 1932 году было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»: все ранее существовавшие художественные объединения были ликвидированы, вместо них созданы союзы художников, архитекторов, композиторов, писателей, работавшие под контролем и руководством партии; представители «левых» течений были исключены из официального художественного процесса. Основным, поддерживаемым государством художественным направлением стал соцреализм, базировавшийся на реалистических традициях русского искусства.
На выставке можно увидеть образцы живописных и скульптурных произведений на революционную тематику, выполненных в русле соцреализма — работы замечательных мастеров советского искусства: художников И. И. Бродского, Е. Е. Моисеенко, А. Н. Самохвалова, И. А. Серебряного, В. А. Серова, скульпторов М. К. Аникушина, В. Б. Пинчука, Н. В. Томского и других.
Впервые за несколько десятилетий демонстрируются публике монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском и Смольном дворцах. Долгие годы они хранились в фондах музея на валах и не выставлялись по причине их огромного размера.
Среди них особо следует отметить портрет В. И. Ленина кисти И. И. Бродского. Это грандиозное (почти 5 м. в высоту) полотно было написано в 1927 году по натурным наброскам прямо в здании Смольного.
Значительное место в экспозиции занимают портреты вождей, военных и партийных лидеров, выполненные в разных техниках и материалах. В первую очередь, это портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, партийного руководителя Ленинграда 1930-х годов С. М. Кирова. И это не только привычные живописные и скульптурные изображения. Например, в экспозиции можно увидеть ковры с изображением В. И. Ленина, созданные в разных республиках СССР, и портрет С. М. Кирова, выполненный из птичьих перьев в 1935-1936 годах на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта; огромные стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда и панно с портретами вождей, которые были изготовлены в единственном экземпляре в качестве сувенирной продукции для партийной элиты. Также в этом разделе демонстрируются предметы из музейной коллекции «подарков Сталину».