Открывшаяся выставка современного итальянского художника, скульптора и философа Франко Проспери продолжают серию вернисажей современного искусства в Государственном музее истории религии.
На выставке представлено около 50 произведений художника, созданных в технике высококачественной цифровой печати. В состав выставки вошли иллюстрации Франко Проспери к «Красной книге» и учению о бессознательном К.Г. Юнга, книге «Восхождение человека света» средневековой монахини Хильдегарды Бингенской, а также ряду экспериментов Исаака Ньютона, Вольфганга Паули, проведенных в рамках исследования природы света и цвета.
Франко Проспери – потомственный скульптор. Его дальний предокбыл каменотесом у великого Микеланджело. Первым учителем Франко был его отец – можно сказать классик современной итальянской скульптуры – Франческо Проспери. Далее обучение было продолжено в Милане, после чего скульптор вернулся в родной город Ассизи, в тот самый дом, где с XIV в. жили его предки. Здесь его мастерская, школа для детей и «Музей семьи Проспери», открытый для посещения широкой публикой.
По словам самого скульптора, он познакомился с теориями Юнга, когда в 2003 г. закончил писать вторую книгу, посвященную истории искусства города Ассизи. «Юнг помог мне раскрыть многие тайны этого города с его скульптурами драконов и змей, символика которых теряется в веках, и с его памятниками живописи, составляющими сокровищницу мировой культуры. Эти древние символы являются предметом исследования в работе Юнга «Красная книга».
Представленные на выставке графические работы Проспери являются творческой переработкой и, по сути, изучением идей, постулатов и принципов знаменитого швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии.
Выставка в Государственном музее истории религии – это одно из трех ключевых событий 2018 г. для художника, поскольку аналогичные выставки открываются в Музее семьи Проспери (в Ассизи, Италия) и в Working Men's Institute Museum & Library, (в Нью-Хармони, Индиана, США).
В своих работах художественными средствами Франко Проспери исследует теорию света. «Свет составлял для Юнга источник изучения человеческого поведения, в котором сосуществуют и сливаются элементы физики, психологии, теологии, философии и психоанализа. Еще с доисторических времен Стоунхенджа человеческая история показывает нам, как свет воспринимался в качестве таинственного символа совершенства; это и мистические видения монахини Хильдегарды Бингенской, и свет алхимических тайн, о которых писал Юнг». В последние годы благодаря Юнгу я смог исполнить мечту всех алхимиков, расплавив луч света с помощью электроники, работая с бесконечным количеством хроматических возможностей, содержащихся в луче света. И со мной произошло то, что Юнг описывает в «Красной книге»: «дух пронзил ему сердце золотым лучом». Личный опыт переживания слияния духовного и физического начал нашел отражение в заглавной работе «Юнг и свет». В образах света, полученных на мониторе компьютера, предстает эстетический элемент в его философском наполнении.