5 сентября в Государственном музее Востока открывается выставка британского фотографа Брайана Александера. Полвека назад он впервые попал на Крайний Север и с тех пор каждый год приезжает в эти края. Он побывал почти всюду: Гренландия, Канадская Арктика, Аляска, Скандинавия… Часто путешествует Брайан и по арктическим районам Сибири и Дальнего Востока. 70 фотографий, представленных на выставке, дают возможность почувствовать не только красоту и величие северной природы. Внимание фотохудожника в первую очередь привлекают культура и быт народов Арктики.
Б. Александер рассказывает о северянах объективно, непредвзято, не стремясь ни приукрасить их, ни выставить в неверном свете. Глядя на его работы, отчетливо сознаешь, в каких суровых условиях живут арктические первопроходцы, проникаешься уважением и симпатией к людям, культура которых – яркий пример способности человека достойно существовать там, где, казалось бы, выжить практически невозможно.
Наряду с фотографиями в экспозицию включены фрагменты из опубликованных в разные годы воспоминаний Брайана, в частности, отрывок из книги «Наш сибирский маршрут», которую он написал для английских школьников вскоре после того, как вместе с оленеводами Ямала совершил длительную перекочевку по тундре. На «краю света» (так переводится с ненецкого «Ямал») у Брайана особенно много друзей. Здесь ровно четверть века назад, в 1993 г. он впервые увидел Российскую Арктику, здесь неоднократно бывал позднее – последний раз весной этого года, – сюда отправится вновь после открытия выставки.
Давние дружеские отношения связывают Б. Александера и с Музеем Востока, сотрудники которого многие годы ведут археологические раскопки на Чукотке. Находки этой экспедиции, другие художественные изделия народов Северной Азии тоже можно увидеть в выставочных залах. К выставке «Арктика: круги жизни…» музей приготовил обширную культурную программу. Подготовлен также небольшой видеофильм об искусстве северян, который мы, по примеру Брайана, адресовали детям: российским школьникам, изучающим английский язык.
Куратор: Михаил Бронштейн