В Государственном музее истории религии открылась выставка «Духовные горизонты: традиция и современность в искусстве Кореи» из собрания Сахалинского областного художественного музея, которая впервые представит за пределами Сахалинской области корейскую коллекцию музея. На выставке экспонируется только ее часть – около 100 предметов: произведения каллиграфии и пейзажной живописи, предметы «стола ученого», керамика, национальный костюм и аксессуары к нему. Эти предметы никогда не экспонировались в Петербурге, и его жители смогут увидеть их впервые.
Корейская коллекция Сахалинского областного художественного музея насчитывает около 600 предметов, складывалась на протяжении последних 30 лет, но основная ее часть появилась в 1990 г., в результате совместной работы музея и Творческого центра Мансудэ (г. Пхеньян, КНДР). Основной акцент выставки в Музее истории религии сделан на работах современных корейских мастеров (Республики Корея и КНДР), возрождающих древние традиции декоративно-прикладного искусства, а также пейзажной и портретной живописи Кореи. Хронологические рамки коллекции: середина XX – начало XXI вв.
На выставке можно увидеть уникальные произведения искусства каллиграфии (сое), воплощенные в синтезе «трех совершенств»: литература, каллиграфия и живопись. Одним из выдающихся художников-каллиграфов, работавшем в этом жанре, был Бён Чхан Хон (1930 – 2010), который выбрал путь «первого среди художников» и следовал идее живой, непрекращающейся культурной традиции. Выставка включает несколько его произведений, в том числе свиток «Королевский бамбук» (бумага, тушь, 2004 г.), являющийся тематическим продолжением воспроизведенного каллиграфом стихотворения Ли Сун Сина о силе и твердости духа. Изображенный рядом со стихотворными строками бамбук – своеобразное воплощение символа «кунчжа» (идеала человека в конфуцианстве).
Современные художники Корейского полуострова остаются приверженцами традиционной пейзажной живописи сансухва («горы-вода»). История этого жанра претерпела коренные изменения в XVIII – XIX вв. Именно тогда корейские художники, отказавшись следовать образцам классической живописи Китая и обратившись в творчестве к натурным впечатлениям и реальным видам родной природы, привели к расцвету национальный пейзажный жанр. В современной живописи Северной Кореи виды знаменитых Алмазных гор Кымгансан, фрагменты узнаваемых уголков столицы Пхеньяна – основная тема в творчестве пейзажистов Ли Юн Сика, Ли Мун Гиля, Хан Сон Чхоля.
Третий блок выставки представляет живопись «ученых-литераторов» (мунинхва), возникшую в Корее в XV в. Это уникальное явление и сегодня имеет своих последователей. Они продолжают осуществлять идею единства поэзии, каллиграфии и живописи.
Отличавшиеся нежным бледно-зелено-голубым («нефритовым») цветом изделия в технике селадон (особый тип глазури, которой покрывались керамические изделия) в XII – XIII вв. были предметами гордости и восхищения. Однако монгольское вторжение в Корею в XIII в. и преследование буддизма правящей династией Ли уничтожили это ремесло. Современные корейские гончары с современными материалами и техникой возрождают технологию корейского селадона. Они стремятся достичь мягкости цвета, сохранить стилистическую основу селадонов, тщательно прорабатывая форму изделия и мотив украшения.
Дополняют экспозицию предметы женского, мужского и детского обрядового костюмов, а также аксессуары к ним. Среди разновидностей церемониального женского костюма верхнее платье нок вонсам, которое стало прототипом верхнего церемониального одеяния невесты хваль-от из красного атласного шелка и внутреннего атласа синего цвета. Сочетание этих цветов является символом пары, образующее единство и гармонию мужского и женского начала, света и тьмы, Неба и Земли. Многоцветная вышивка с изображением волн и гор, лотосов, пионов, персиковых деревьев, павлинов, бабочек и фениксов – пожелание долгого и счастливого замужества. Иероглифическая надпись на костюме гласит: «Объединение двух фамилий пусть будет источником нескончаемого счастья».