Выставка из цикла «Страницы реставрации» в Тверской областной картинной галерее
Творчество Михаила Федоровича Шемякина, замечательного мастера русского импрессионизма, до недавнего времени было мало изучено специалистами и почти неизвестно широкому кругу зрителей. Между тем он прожил долгую творческую жизнь: его наследие составляют десятки портретов, сюжетные картины, натюрморты, рисунки, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, региональных музеях и частных собраниях России, Чехии и других стран. На протяжении 40 лет он успешно участвовал в выставках Товарищества передвижников и Союза русских художников, показывал свои работы на всемирных выставках в Риме и Венеции, не прекращал выставочной деятельности и после революции. Так в 1938 г. в залах «Всекохудожника» на Кузнецком мосту прошла его юбилейная персональная выставка. Ученик В. Серова и К. Коровина, Шемякин впоследствии сам много преподавал, сначала в собственной студии в Москве, в Строгановском училище, после революции – во ВХУТЕМАСе, где он заведовал изоотделением и вел живопись и рисунок; позднее - в Московском полиграфическом институте. Шемякин стал учителем поколений советских художников, таких как Ю. Пименов, Ю. Кугач, В. Нечитайло и другие. Он также был автором теоретических работ, методических пособий и воспоминаний.
Михаил Федорович Шемякин (1875 -1944) происходил из московской купеческой семьи. Тяга к рисованию проявилась у него в детстве, в годы учения в гимназии, а в 15 лет (1890 г.) он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями стали В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, А.Е. Архипов, К.А. Савицкий. Впоследствии художник с благодарностью вспоминал их уроки, но любимым учителем, оказавшим решающее влияние на сложение его художественного видения, Шемякин считал Валентина Серова.
В. Серов, руководивший портретной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1897 г., следовал собственной системе преподавания. Ученики не просто писали с натуры модель, но создавали образ. Серов развивал умение обобщать форму и схватить главное, рисуя модель по памяти; усложнял ракурсы учебных постановок и освещение; ограничивал палитру тремя цветами – белилами, светлой охрой и жженой костью нужно было передать все оттенки живого тела во взаимодействии с воздушной средой. Впоследствии художник вспоминал: « …Когда мы сошлись в мастерской – Серов, я, Сарьян, Половинкин…, Петров-Водкин, Туржанский, то мы все писали тремя красками». Тогда же были написаны несколько этюдов, где черным цветом передано голубое. Приверженность к «трехцветке» Шемякин сохранил на всю жизнь.
В 1899 г. Михаил Шемякин получил звание неклассного художника. По совету Серова он провел два года в Мюнхене, крупном центре художественной жизни, изучая живопись старых мастеров и успешно совершенствуясь в рисунке в известной школе Антона Ажбе (1901 -1902 гг.). Однако в январе 1903 г. художник снова вернулся в мастерскую Серова, где в эти годы преподавал также К. Коровин. Ранние работы Шемякина были близки к живописи передвижников. Благодаря общению с Коровиным, в картинах, написанных в эти годы, Шемякин делает решительный шаг к импрессионизму. Художник достигает свободы выражения: он использует фрагментарные композиции, неожиданные ракурсы, наполняет картины воздухом и светом, пишет смелым, широким, пастозным мазком.
Обретение себя в творчестве совпало со знаменательным событием в жизни художника: в 1900 г. Шемякин женился на Людмиле Ивановне Гржимали (1875 – 1932), дочери профессора Московской консерватории И.В.Гржимали. После свадьбы супруги жили в квартире И.В. Гржимали, в здании консерватории. Здесь постоянно звучала музыка. Завсегдатаями дома Гржимали были С. Рахманинов и А. Скрябин, С. Танеев, Ф. Шаляпин, К. Игумнов и многие другие музыканты. Как вспоминал впоследствии Шемякин, он был воспитан музыкальной средой. В эти годы создается ряд вдохновенных портретов музыкантов и артистов. «…У Михаила Федоровича есть то душевное «сфумато», которое обязан создать у своих слушателей музыкант. Это касается и очень точных живописных решений, характера письма, полета кисти – да-да, не удивляйтесь, именно полета. Он, кажется, пишет, затаив дыхание, и отрывает кисть от холста, только когда иссякает это взволнованное дыхание». Так охарактеризовал творчество Шемякина И.Э. Грабарь.
В собрании Тверской картинной галереи творчество Шемякина представлено полотном «Семья художника», написанным в 1909 г. На картине изображены жена художника и сыновья Федор и Михаил. Тема семьи, образы жены и детей, а позднее и внуков, была необычайно близка мастеру, он снова и снова возвращался к ней на протяжении последующих лет. Среди многих произведений, посвященных этой теме, «Семья художника» относится к наиболее значимым. Шемякин и здесь использует любимую трехцветную гамму, добиваясь предельной выразительности оттенков, лепит форму энергичными фактурными мазками. Картина, пронизанная светом, воплощает трепетную атмосферу семейного тепла, любви, чистоты мира матери и детей.
Произведение поступило в собрание галереи с многочисленными повреждениями и следами грубой домузейной реставрации. Холст провис, образовалась жесткая устойчивая деформация. На обороте находилось несколько заплат. Живопись была повреждена жестким кракелюром с приподнятыми краями. Места утрат красочного слоя были грубо замастикованы и прописаны поверх авторской живописи. Плотный слой поверхностных загрязнений, темные потеки искажали колорит. Для восстановления экспозиционного виды картине требовалась полная реставрация.
В ходе реставрационных работ заплаты и поздние мастиковки были удалены, прорывы соединены встык. После этого реставраторы приступили к укреплению красочного слоя и укладке жесткого кракелюра, соблюдая особую осторожность, чтобы сохранить фактуру мазка. Затем в места утрат был подведен реставрационный грунт, воспроизводящий цвет авторского, удалены поверхностные загрязнения, живопись раскрыта от поздних записей. В завершение работы были выполнены тонировки в местах утрат.
После окончания реставрационных работ картина М.Ф. Шемякина экспонируется впервые.
Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д.3.
Телефон для справок: (4822) 34-31-56, 34-62-43.