20 июня 2019 года в разделе постоянной экспозиции «Ислам» Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную «ориентальным», т.е. восточным, мотивам в творчестве европейских художников. Экспонатами выставки стали предметы интерьера, выполненные в мавританском стиле, живопись, графика, детали национального костюма (тюбетейки, туфли-котурны и др.), чеканная утварь из коллекции музея.
Ориентализм (от лат. orientalis – восточный) – течение в европейском искусстве эпохи романтизма, связанное с использованием европейскими мастерами сюжетов и мотивов, стилистических приемов и элементов декора, заимствованных из искусства стран Востока. Художники создавали условный, идеализированный образ сказочного, овеянного стариной Востока, который противопоставлялся западному рационалистическому и динамичному образу жизни. Помимо бытовых и жанровых сцен, литературных сюжетов, излюбленным мотивом художников-ориенталистов был присущий народам Ближнего и Среднего Востока особый «восточный образ жизни», с характерными для него гаремами, восточными базарами, бескрайними пустынями, устремленными в бездонную синеву неба минаретами.
Среди русских художников родоначальником «восточных сюжетов» был В.В. Верещагин. Его «Туркестанская серия», созданная в 1870-х гг. в Мюнхене под впечатлением от поездки в Среднюю Азию, по мнению И.Н. Крамского стала «блестящим успехом новой русской школы и ее безусловным достижением».
Восточные мотивы встречаются и в творчестве такого известного русского портретиста как К.Е. Маковский (1839 – 1915). Пример тому – представленный на выставке этюд «Перенесение священного ковра в Каире», сюжетной основой для которого послужила древняя мусульманская традиция. Будучи несколько раз в Каире, Маковский мог лично наблюдать процессии паломников, сопровождающих в Мекку религиозную святыню мусульман – кисву (ковер). Он был предназначен для облачения главного мекканского святилища – Каабы. Священный ковёр переносился в специальном сооружении, именуемом махмал. Его водружали на верблюда, и так доставляли в священный для мусульман город.
Дополняют выставку живописные работы испанского художника Д.Ц. Альвареса «В мечете», австрийского акварелиста Р.К. Зоммера «Базар в Коканде», создателя единственного в свое время в Туркестанском крае художественного училища Л.Л. Бурэ «Медресе Улугбека в Самарканде на площади Регистан», а также западноевропейская графика первой половины XIX в.