Выставка посвящена 230-летию со дня взятия мятежными парижанами крепости-тюрьмы Бастилии – событию, положившему начало череде радикальных политических и социальных преобразований, получивших название Великая французская революция. Выставка представит более 50 экспонатов из фондов музея: графику, скульптуру, редкие книжные издания, рассказывающих о революционных реформах в области церковно-государственных отношений во Франции.
Великая французская революция дает первый в истории Европы пример последовательной реализации принципов светского государства. Проникнутая духом Просвещения, религиозная политика Учредительного и Законодательного собраний, якобинского и термидорианского Конвента, а впоследствии и периода консульства характеризовалась завидной систематичностью. Законодательство революционной власти в отношении Церкви развивалось по трем основным направлениям: отделение Церкви от государства (введение свободы культов, отмена десятины, секуляризация церковных имуществ, упразднение монастырей, «гражданское устройство духовенства»), борьба с контрреволюцией в лице неприсягнувшего духовенства и создание гражданской религии. Раскол духовенства на конституционное и неприсяжное, дехристианизация и воинствующий атеизм, новые праздники и новые святые, культ Разума и культ Верховного существа — далеко не все эксперименты, поставленные за время революции, оказались успешными и нашли понимание у современников и потомков. Однако важнее то, что Французская революция продемонстрировала миру новые возможности и создала целый ряд исторических прецедентов, бесповоротно изменив соотношение сил в диалоге светской власти и Церкви.
Выставка разделена на несколько разделов, отражающих основные вехи в развитии революционного законодательства о религии: Франция накануне революционных событий, судьбы представителей сословия духовенства в годы революции, принятие Учредительным собранием одного из самых знаковых декретов, определяющего «гражданское устройство духовенства», ставшего важнейшим шагом на пути создания государственной церкви, о годах якобинской диктатуры, во времена которой религиозная политика революционного правительства приобрела качественно иное измерение. Становлению светского государства и окончательному отделению его от Церкви при «термидорианцах» (наиболее умеренной группировки, пришедшей к власти после падения Робеспьера) посвящен заключительный раздел выставки. Наполеон Бонапарт, оказавшийся у власти сначала в роли первого консула (1799), затем в роли императора (1804), был человеком, довольно равнодушным к религии и в духовных вопросах руководствовался сугубо практическими соображениями. Полагая, что христианство способствует умиротворению общества и, желая преодолеть раскол, произошедший в годы революции, Наполеон вступил в диалог с папским престолом. В 1801 г. между Францией и Римом был заключен конкордат, действовавший до 1905 г. По условиям конкордата, католицизм признавался религией «огромного большинства французских граждан», но не государственной религией.
Дополняет экспозицию небольшой раздел, посвященный французским мыслителям-просветителям: Дидро, Руссо, Вольтеру, оказавших огромное влияние на умы современников.
К числу жемчужин выставки принадлежит первое издание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел», которое не только обобщило на своих страницах достижения человеческой мысли середины XVIII века, но и подготовила почву для изменивших ход европейской истории событий 1789 г. Именно под редакцией Дидро в период с 1752 по 1766 гг. вышло 28 томов «Энциклопедии». Одновременно он являлся автором большинства ее статей, касающихся точных наук, экономики, механики, философии, политики, религии.