Русский музей / Строгановский дворец
29 августа—11 ноября 2019
Борис Лурье, родившийся в Ленинграде в 1924 году и прошедший через нацистские концлагеря в годы войны, в 1950–1960-х годах присоединился к кругу нью-йоркского авангарда, в котором, по выражению Клемента Гринберга, «решалась судьба американского искусства».
Начав с фигуративной живописи экспрессивного толка и ряда работ в стиле жестовой абстракции, Лурье вскоре испытал разочарование в академизировавшемся абстрактном искусстве, которое успешно встраивалось в систему арт-рынка. Вместе с другими молодыми художниками Лурье пытался противостоять рыночному влиянию, работая с March Group Gallery, построенной на кооперативных началах. Его произведения — коллажи с использованием низовых материалов — тяготели к поп-арту, преодолевая устремленность абстрактного экспрессионизма к заоблачным универсалиям. Однако если поп-арт работал с политически-злободневным и даже криминально-событийным (Энди Уорхол, Эдвард Кинхольц), избегая погружения в трагическое как непосредственное переживание, Лурье же, будучи носителем предельного опыта выживания в концлагере, нащупывает именно болевые точки: нацистские преступления против человечества, отражение сексуальности в массовом сознании, девальвацию телесного (не говоря уже о духовном) в обществе потребления.
Критика Бориса Лурье направлена на «картинку мира» в целом. Все чаще он поверх своих коллажей и объектов начинает ставить однозначную резолюцию — NO (нет). «NO» Лурье обладает энергией прямого действия. В начале 1960-х складывается неформализованное направление NO!аrt, во главе которого становится Борис Лурье вместе с художником Сэмом Гудманом.
Работы Бориса Лурье представлены в ведущих музеях США. Выставка организована совместно с Boris Lurie Art Foundation.