В Государственном музее истории религии открывается выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля», которая расскажет о ключевых свадебных обрядах и обычаях ашкеназов. Эта субэтническая группа евреев в Средние века жила на территории Германии и Северной Франции, а чуть позднее переселялась оттуда в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Один из главных акцентов выставки будет сделан на роли женщины в традиционной еврейской семье. Выставка подготовлена при участии Центра «Петербургская иудаика».
Среди предметов, представленных на выставке, есть как живописные и графические произведения, в которых отражены яркие впечатления авторов, побывавших на еврейских свадьбах, и предметы другого рода, к искусству прямого отношения не имеющие, например, типографские бланки ктубы – брачного договора, который давал замужней женщине определенные права и финансовые гарантии на случай развода. Название выставки «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» взято именно из ктубы, и эта формула выводит на первый план вопрос о статусе замужней женщины в традиционном еврейском мире.
О большом значении женитьбы в иудаизме свидетельствует упоминание о свадьбе в традиционном благословении, которое отец произносит во время обряда обрезания своего сына: «Пусть Господь вырастит его для Торы, для свадьбы и для добрых дел». На выставке экспонируются ленты для перевязывания свитка Торы с изображениями, иллюстрирующими это благословение. Эти ленты, а также предметы синагогального обихода, которые женщины преподносили от своего имени в дар общине, представлены на выставке как вещественные свидетельства их участия в общинной жизни. Разумеется, таким участием вовсе не компенсировалось традиционное гендерное неравенство в религиозной сфере: в ортодоксальных еврейских общинах миньян – кворум, необходимый для проведения общественного богослужения и ряда религиозных церемоний, – могут составить исключительно десять совершеннолетних мужчин. В наши дни только реформистские еврейские общины допускают включение в миньян женщин.
На выставке экспонируются фотографии начала XX в.: здесь и снимки, которые выполнил Соломон Юдовин во время еврейских историко-этнографических экспедиций по Волыни, Подолии и Киевщине, организованных писателем и общественным деятелем Семеном Ан-ским (Шлойме-Занвлом Раппопортом), и парадные семейные портреты, сделанные в фотоателье. Запечатленные на них мужья и жены в окружении детей выглядят равноправными. Эти фотографии отвечали идеальному образу еврейской семьи, хотя как раз в начале ХХ столетия этот идеал пошатнулся. Многие молодые люди из подобных семей, в том числе и девушки, стремились к светскому образованию больше, чем к вступлению в брак, если только не рассматривали последний как способ обрести свободу от родительской опеки.
Представленные на выставке юмористические рисунки Соломона Юдовина и Михаила Горшмана показывают, как еврейская традиционная свадебная церемония, придающая браку религиозный смысл, высмеивалась в конце 1920-х гг. Тогда же в государственной пропаганде, направленной против еврейских религиозных институтов, получил распространение образ молодой еврейки-безбожницы, отвергающей мир иудаизма. Среди экспонатов есть также офорты Анатолия Каплана с изображениями еврейской красавицы-жены, благословляющей субботние свечи. Эти офорты были выполнены художником в 1970-е гг., несмотря на то, что государственная антисионистская кампания декларировала нежелательность каких-либо обращений к еврейской теме в сфере искусства.
Собранные на выставке артефакты, хотя и связаны между собой тематически, образуют довольно эклектичную картину, в которой можно найти и этнографическую экзотику, и материальные свидетельства культурного своеобразия и богатства живой религиозной традиции.