НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

15 октября 2019Санкт-Петербург
Зубовский флигель Екатерининского дворца
Китайский зал. Акварель. Луиджи Премацци. 1854
Зеркальный кабинет. Автохром. 1917
Синий кабинет или Табакерка. Акварель Эдуарда Гау. 1860-е
Опочивальня. Автохром. 1917
15 октября музей-заповедник «Царское Село» анонсировал начало масштабного проекта «Екатерина II. Личное пространство», который подразумевает воссоздание внутреннего убранства восьми интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца. Проект рассчитан на период с 2019 по 2023 годы.

Синий (Табакерка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский залы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты – восемь уникальных интерьеров были созданы в XVIII веке Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги и стали шедеврами эпохи классицизма. В отделке использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки. Эти помещения были личными апартаментами императрицы Екатерины II, их великолепное убранство полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны.

В начале октября музей объявил конкурс на выполнение работ по воссозданию декоративного убранства пяти комнат Екатерины II в Зубовском флигеле.

– Уже в этом году мы приступим к работам по восстановлению утраченной отделки пяти интерьеров: Синего, Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни и Купольного зала – предполагаем завершить их в декабре 2022-го. Параллельно будем разрабатывать документацию для воссоздания ещё трех интерьеров, в том числе Китайского зала, – говорит о первоочередных планах директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Предстоят сложнейшие работы по поиску решений и методов воссоздания различных элементов декора. Сначала эти методы будут отработаны в реставрационных мастерских. Основой для воссоздания интерьеров служит бесценный иконографический материал из коллекции музея – акварели, фотографии довоенного времени, а также коллекция автохромов, выполненных в 1917 году – на них изображены апартаменты Екатерины II в Большом Царскосельском дворце.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Зубовский флигель Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца реконструирован в 1779-1780 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. На втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину, пригласив для работы над интерьерами шотландского архитектора Чарльза Камерона.

23 августа 1779 года императрица пишет в письме Фридриху Мельхиору Гримму (немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат): "Сейчас я устроилась с мистером Камероном: родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях". В его лице Екатерина II нашла человека, столь же фанатично увлеченного античным искусством, как и она сама. Камерону, приехавшему по приглашению императрицы из Англии, поручили продолжить уже начатые работы во дворце, но в его собственной интерпретации прекрасных образцов из наследия римлян и эллинов. Камерон был архитектором нового, классического направления в архитектуре XVIII века. Каждое помещение для Екатерины II в Новом (Зубовском) флигеле он задумывал не похожим на другие. Когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица переехала в них.

В этих изысканных комнатах демонстрировалась "простота со вкусом" - минимум позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров; много пространства и воздуха, картин на стенах, книг в шкафах, несколько великолепных кресел, стульев, столов и бюро. Новые необычные материалы украшали комнаты, отделанные Камероном, - синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала; камины вместо громоздких печей; белоснежная лёгкая лепка вместо объемной золоченой резьбы.

Зеркальный кабинет - это небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на Зеркальную площадку - крытую террасу с колоннами. В жаркие летние дни у одной из стен ставили обтянутый зеленым сафьяном диван и стол для занятий императрицы, где она работала по утрам. Все стены и двери кабинета были оформлены зеркалами, разделенными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения; большой элегантностью отличался паркет наборного дерева. В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками.

Синий кабинет - один из любимых покоев Екатерины II, которая назвала его за миниатюрные размеры Табакеркой. Здесь императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц. Стены Табакерки по замыслу Камерона были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой. Двери обрамляли колонны из синего стекла; над ними - изящный фронтон. В дань моде того времени - в память военных побед России над Турцией - здесь стоял диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета. Кабинет украшал изысканный мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкетов из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями.

Во второй половине 1780-х годов часы послеобеденного отдыха Екатерина посвящала чтению Шекспира; здесь она написала цикл хроник: "Начальное управление Олега", "Историческое представление из жизни Рюрика" и незавершенную - "Игорь", имевших подзаголовок "Подражание Шекспиру без сохранения театральных обыкновенных правил". Зимой эти пьесы ставились в Эрмитажном театре Зимнего дворца.

Опочивальня состояла из двух частей: большая - с камином и диваном, и меньшая - с альковом за зеркалом (где находилась кровать), стенным шкафом для белья, чайной посуды и других, необходимых для такого интерьера предметов. В этой спальне впервые в России так широко было использовано стекло и зеркала. Архитектор добился исключительного эффекта: зеркала словно раздвигали стены, тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или аметистового, как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона был повторён в рисунке паркета. Спальню украшали произведения из неглазурованного фарфора, выполненные на мануфактуре Веджвуда.

Интересна история Серебряного кабинета. Над его созданием работали почти все архитекторы императрицы, но, к сожалению, материалов, свидетельствующих об участии Чарльза Камерона в создании Серебряного кабинета в 1779-1780 годах, не сохранилось. Модель зала изготовили в 1778 году зодчие Юрий Фельтен и Илья Неелов; в 1791 году переделать Серебряный кабинет было предложено архитектору Джакомо Кваренги.

Важная роль в убранстве Серебряного кабинета была отведена камину и зеркальной раме над ним. Во всех личных комнатах Екатерины II Камерон вместо печей установил камины. Самое большое зеркало в кабинете было украшено по периметру живописными картинами, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, а в простенках между зеркалами были размещены пилястры с росписью.

С 1780 года в Серебряном кабинете императрица Екатерина II принимала исторические решения; выслушивала доклады своих министров и секретарей; подписывала указы; принимала важных государственных деятелей. Например, в этом кабинете был подписан указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги "Путешествие из Петербурга в Москву".

Китайский зал - самый большой среди личных покоев императрицы. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле "шинуазри": камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали панно коромандельского лака. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты - покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. В Китайском зале статс-секретари ожидали приёма императрицы, чаще всего она принимала в Серебряном кабинете.

Купольная столовая входила в число сугубо личных комнат Екатерины II: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала. Это единственное помещение на частной половине, имевшее купол. В двусветном (высотой более восьми метров) зале был использован оригинальный приём - купол поддерживали двадцать деревянных колонн, окрашенных под порфир; росписи и тончайшая лепка между люнетами, медальоны на парусах и наборный паркет (из восьми пород привозной древесины) служили украшением комнаты, в центре которой стоял круглый стол, изготовленный на английской фабрике Веджвуд. Он был сервирован фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов.

Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась Рафаэлевская - небольшая проходная комната с одним окном в парк и дверями, ведущими в Туалетную и Зеркальный кабинет. Все стены Рафаэлевской были украшены гравюрами с картонов Рафаэля, мотивы которых были почерпнуты им при раскопках Золотого дома Нерона в Риме. Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года. Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены Джакомо Кваренги, который завершил работу в 1787 году.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже в летней резиденции Царского Села в 1783 году был осуществлен скромный вариант. "Покой" был выкрашен белой краской и украшен эстампами известного итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато, который был одним из выразителей новых эстетических вкусов, способствовавших продвижению идеалов классицизма в искусстве и нового "римского" стиля - в орнаментике.

Окна Туалетной выходили в парк. Стены тёплого розового тона были элегантно отделаны в виде сложных декоративных порезок из алебастра и картин - небольшого формата, круглых, прямоугольных и квадратных, изображающих цветы, фрукты, пейзажи и пасторальные сцены. В этом помещении Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов.

www.museum.ru/N74091
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
сайт:tzar.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


В рамках проекта «С Россией - 10 лет. Искусство Крыма». Выставка «Крымская весна» в Симферополе

Золотая вязь крымских узоров

Первый электронный ресурс об истории Крыма стартует в Российской национальной библиотеке

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Русский музей завершает масштабную реставрацию картин, пострадавших в Таганроге

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Василий Якупов (1964–2015). Живопись из собрания Ярославского музея и частной коллекции

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru