В Государственном музее истории религии открылась выставка, которая представляет татарские шамаили — необходимые атрибуты религиозной практики и особый вид искусства мусульман России. Выставка приурочена к 100-летию образования Татарской АССР.
«Шамаил» (шамайэл) как «священная картина, портрет, икона» появился в Иране. Позднее именно в таком своем значении термин «шамаил» закрепился в культуре казанских татар, а сами шамаили заняли видные, почетные места в домах и мечетях. В отличие от персидских, татарские шамаили не допускают включение в изобразительную композицию образов живых существ и связанные с ними религиозно-поклонные функции.
Изначально шамаили изготавливались на стекле и подсвечивались фольгой, однако со временем основным материалом становится бумага. Первые бумажные шамаили были рукописными. В большинстве случаев они содержали высказывание из Корана, отрывок из хадисов, молитву или стихи, вписанные в орнамент или образующие рисунок. Во второй половине XIX в. печатью шамаилов занялось несколько типографий в Казани и Санкт-Петербурге. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких, как Гусман Салиев, Мотахир Яхья, Мураддым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халилулла углы Ходжа Саит, братья Ахметовы и т.д. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием.
Сегодня термин «шамаил» распространяется и на религиозные изречения, вышитые на ткани («ляуха»), и современные арабо-графичные произведения, выполненные масляными красками на холсте. Определенный набор изобразительных средств и мотивов, общность в темах, сюжетах, художественных и композиционных приемах позволяет отнести живописные, графические и вышитые шамаили к одному и тому же виду изобразительного искусства. Кроме религиозно-символического назначения многие из воспроизведенных на шамаилах коранических изречений демонстрируют «защитные» функции этого предмета в народной культуре. Комментарии некоторых печатных шамаилей не только поясняли значение изображения, но и содержали в себе «инструкцию» по практическому применению тех или иных священных слов и высказываний. Как оберег шамаил нередко занимал в доме место над дверью.
После Октябрьской революции развитие татарского шамаила как вида религиозного искусства стало невозможным, в связи с чем производство печатных шамаилов полностью исчезло. Отказ от арабской графики в 1927 году привел к упадку искусства арабской каллиграфии среди татар. Изготовление рукописных шамаилов переместилось из Казани в сельские районы и со временем практически вымерло. В настоящее время искусство шамаиля активно возрождается и наследуют лучшие традиции этого вида искусства.
На выставке будет представлено более 50 шамаилов казанских татар, демонстрирующих стилистическое и тематическое многообразие. Помимо каллиграфических произведений с религиозными высказываниями на экспозиции можно будет увидеть изображения священных и почитаемых в исламе городов (Мекка, Медина и др.), мечетей (мечеть Айя София, мечеть Айюб-султана, Мечеть «Счастья» и др.), особое место занимает образ корабля Нуха. Самый ранний шамаил датирован 1849 г. Особую ценность представляют авторские литографические шамаили, среди которых к числу наиболее редких относятся работы знаменитого османского художника, хатыба и шейха мечети Мехмеда Хулуси – «Небесная Кааба» (1872 г.) и «Град Иерусалим» (1896 г.). Дополняют экспозицию предметы мусульманского религиозного культа и личного благочестия.