К 115-летнему юбилею писателя
Заочный Международный Шолоховский конкурс школьных сочинений проводился в 6-й раз. Его цель: привлечение учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей – М.А. Шолохова.
Конкурс реализован как совместный проект кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова и редакции научно-просветительского журнала «Мир Шолохова».
В состав жюри вошли ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Вёшенской: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (председатель); доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МГПУ А.И. Смирнова (сопредседатель); главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогреева; доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МГПУ С.А. Васильев (заместитель председателя); кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной литературы Южного Федерального университета Т.О. Осипова.
Ежегодно жюри получает содержательные, эмоциональные, яркие работы из разных регионов России и из некоторых стран ближнего зарубежья. Школьники и студенты колледжей делятся своими впечатлениями от прочитанных произведений М.А. Шолохова, от посещения станицы Вёшенской, других мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, углубляются в историю своей семьи, нередко прошедшую через сходные с изображенными донским автором испытания, напряженно размышляют о сегодняшнем дне, о том, как шолоховские тексты помогают найти нравственные ориентиры, выработать позволяющую принести пользу Отечеству гражданскую позицию.
В 2020 г., вероятно, в связи со сложностями эпидемиологического характера и быстрым переходом учебных заведений страны на дистанционную форму работы, возникшими в результате этого сложностями, затратами сил и времени, количество участников конкурса невелико. Получено 6 сочинений из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской и Нижегородской областей, республики Алтай, 2 – из Казахстана. Одна работа была снята с рассмотрения из-за обнаруженного плагиата.
Предложенные темы сочинений давали возможность написать работу в разных жанрах: эссе, литературоведческий анализ произведения, лингвистический этюд, искусствоведческая статья. Традиционно предпочтение отдается «широкой» теме «Мой Шолохов», но были работы и лингвистического (анализ приема метонимии в произведениях писателя) и искусствоведческого (обращение к иллюстрациям, созданным по произведениям Шолохова) характера. Все работы проверялись с учетом возраста учащихся. Каждая рассматривалась на наличие плагиата – прямого некорректного заимствования чужих фраз, как правило, почерпнутых из Интернет-источников.
Жюри благодарит всех школьников, приславших работы на Конкурс, и их наставников – учителей и преподавателей, оказавших помощь своим подопечным. Каждому участнику будет направлен диплом или сертификат, а учителям – благодарственные письма. Особая благодарность за организационную помощь в проведении Конкурса – Музею М.А.Шолохова в селе Дарьинское (Казахстан), его директору О.А.Чекановой и экскурсоводу, руководителю кружка «Литературное краеведение» А.А. Мурзиной.
Конкурс в очередной раз продемонстрировал актуальность русской литературной классики, живой, неформальный отклик юных читателей разных возрастов на рассказы и романы М.А. Шолохова, ту значимую роль, которую произведения писателя продолжают играть в литературном образовании и нравственном становлении обучающихся.
Параллельно с Конкурсом сочинений те же организаторы провели и другой, тесно связанный с ним IV Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях. Его победителями стали Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка Средней общеобразовательной школы №35 города Павлодара (Казахстан) и Замальдинов Андрей Александрович, учитель русского языка и литературы Первомайской средней общеобразовательной школы Ульяновской обл. (Россия). Эти учителя-энтузиасты прислали объемные и содержательные методические материалы разного характера, позволяющие более грамотно и эффективно работать с материалами биографии и творчества М.А. Шолохова в общеобразовательной школе. Участие учителей в такого рода методической работе особенно важно, так как именно их квалификация, подготовка, жизненная позиция, активность, личное обаяние во многом определяют уровень подготовки их учеников.
Со списками победителей конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова и победителей конкурса методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях, а также списком учителей, оказавших помощь школьникам в работе над сочинениями, можно ознакомиться на сайте музея.