В Государственном музее истории религии открылась выставка, посвященная одному из самых любимых праздников всех народов мира – Новому году и культурным особенностям его празднования. Праздничное настроение посетителям подарят экспонируемые на выставке восточные лубки, рождественские вертепы и новогодние открытки.
Наступление Нового года обычно связано с ключевыми фазами солнечного цикла: весенним и осенним равноденствием, зимним солнцестоянием. Несмотря на значительное различие культурных традиций различных регионов мира, Новый год повсеместно воспринимается как время обновления, которому должны способствовать специальные символы и обряды.
На выставке посетители узнают, что в Китае Новый год наступает в первое новолуние после зимнего солнцестояния, в конце января – начале февраля. Китайский календарь имеет в своей основе циклическую структуру, причем существует десяти-, двенадцати- и шестидесятилетний цикл. Считается, что календарь ввел легендарный правитель Хуанди. Новый год или Праздник весны в Китае традиционно наполнен различной символикой, среди которой особое место занимает красный цвет. Согласно китайской традиции, он является сильным оберегом и отпугивает злые силы. Поэтому в Новый год китайцы развешивают красные фонари и зажигают фейерверки. В канун Нового года вся семья собирается за праздничным столом к новогоднему ужину, и проводит ночь до рассвета вместе. Совместное проведение новогодней ночи связано с большим количеством табу, направленных на сохранение удачи и благополучия, а также защиту от злых духов. Именно в целях защиты используется пиротехника - оглушительный гром должен напугать и изгнать прочь злых духов и призраков. Праздником фонарей завершается многодневное празднование Нового года. Они изготавливаются из бумаги и других подручных материалов.
В современной Японии Новый год празднуется по григорианскому календарю - 1-го января, хотя традиционно, до XIX века, этот праздник был связан с китайским лунным календарем и представлял собой торжество прихода весны. Вечером последнего дня старого года семья собирается за столом на праздничную трапезу. О приходе Нового года возвещает сто восемь ударов колокола, доносящиеся из храмов и святилищ. Согласно японским верованиям, человека обременяют сто восемь забот и с последним ударом колокола они остаются в прошлом. Новый год - Сёгацу, время обновляется и все можно начать с чистого листа. Первый день нового года так и называется гандзицу – день начала. В связи с этим в Японии очень важной стала традиция, делать что-то в первый раз. Утром, в первое посещение храма, японцы приобретают различные талисманы, заключающие в себе божественную силу, которой хватит на весь будущий год.
В Индии до сегодняшнего дня не существует единой даты празднования Нового года. В период британского владычества день 1 января официально считался праздничным днем по всей Индии и завершал рождественские празднества. Сейчас этот день отмечается главным образом христианами. Большинство празднуется в марте-апреле (Чайтра Шуклади, Гуди Падва и т.д.), согласно широко распространенному лунно-солнечному календарю, где год начинается с месяца чайтра. Одним из самых известных новогодних празднеств Индии является Дивали, который празднуется осенью, в период зимнего сева. Во время Дивали индийцы украшают дома, очищают тело посредством омовения, медитации и молитвы, надевают новые одежды. Праздник нередко связывается с мифологическими событиями. Согласно традиции, в этот день празднуется возвращение армии Рамы в Айодхью после победы над Раваной. Богатые дома, храмы, магазины, рестораны и гостиницы увешиваются гирляндами из разноцветных лампочек. В расставленных рядами вокруг домов, на окнах и балконах маленьких глиняных плошках, наполненных маслом или воском, зажигают огни в честь торжества добра над злом.
В Европе, Америке, Австралии и России новый год отмечается 1-го января по григорианскому календарю. Празднование Нового года органично вписывается в череду зимних христианских праздников и зачастую заимствует их символику. С XVI столетия неотъемлемой частью Рождества становится ель, выбранная в качестве атрибута праздника из-за своего вечнозеленого покрова – символа бессмертия. Существует множество народных сказок и легенд о том, почему рождественское дерево нужно украшать. Согласно одной из них, в чудесную Рождественскую ночь все деревья в лесу стали цвести и покрылись плодами, будто украшениями. В России обычай ставить на Рождество елочку прижился лишь в середине XIX столетия под влиянием западноевропейской традиции, а в 30-е годы ХХ века ель становится атрибутом светского новогоднего торжества. Дед Мороз, будучи изначально олицетворением зимней стужи, превращается в доброго персонажа-дарителя под влиянием образа святого Николая, который, согласно традициям многих европейских стран, вручает детям подарки. Под влиянием образа этого доброго святого в европейской и американской культуре появляется сказочный персонаж – Санта Клаус, который хоть и дарит подарки детям на праздник Рождества, все же является светским персонажем. Череда зимних праздников обычно сочетает между собой светские застолья и религиозные гимны, мирскую и христианскую символику.
На выставке представлены китайские новогодние благопожелательные лубки начала XX в., фарфоровые тарелочки с подглазурной росписью на рождественские сюжеты фабрики Хакефорс и фабрики «Désirée», иконы и живописные произведения с изображением сцен Рождества, европейские открытки начала XX в., статуэтки японских и китайских божеств, приносящих счастье, долголетие и богатство. Украшением выставки является скульптурный вертеп фабрики Шарля Пилле конца XIX - начала ХХ в.