Сергей Левицкий (1819–1898). Историческая светопись фотографа-реформатора: от Герцена, Гоголя, Л. Толстого до венценосных особ
Знаменитый фотограф Сергей Львович Левицкий изучал дело всей своей жизни с самых истоков, когда еще не было такого слова; с распространения дагеротипии до коллодионных процессов. Экспериментировал с конструкцией камеры, способами съемки и обработки пластин. Благодаря его мастерству и художественному вкусу, ателье Левицкого и в Петербурге, и в Париже пользовались небывалой популярностью. Желающие сфотографироваться записывались в очередь за много дней вперед, и хозяину студии даже приходилось снимать вывеску, чтобы не «светить» заведение для случайных прохожих с улицы. Ему позировали представители самых разных кругов, выдающиеся люди своего времени, от литераторов до императоров. Музей особенно дорожит серией фотопортретов А.И. Герцена, исполненных С.Л. Левицким. Герцен и Левицкий — двоюродные братья; несколько лет в детские годы даже жили в одном доме. Оба окончили Московский университет, оба, несмотря на разность мировоззрений, по-своему способствовали созданию образа современного им общества, галереи человеческих характеров.
По окончании университетского курса Левицкий служил в Петербурге, в канцелярии Министерства внутренних дел, но все свободное время посвящал любимым занятиям: гальванизму, гальванопластике и в особенности — дагеротипии. Для обозначения процесса получения отпечатков на бумаге Левицкий предложил термин «светопись». «Я тогда на беду жил и почти ежедневно виделся с литераторами, в том числе Белинским, Панаевым, Краевским, Языковым, гр. Соллогубом. Искренно жалею, что не могу передать всех острот, которые лились на это несчастное, хотя и удачное название „светопись“», — признавался фотограф. А ведь он занимался именно что светописью, искал способы использовать электрическое освещение наряду с естественным. «В соединении двух светов,- писал Левицкий, — мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».
В 1843 году Левицкого назначают в комиссию по исследованию кавказских минеральных вод. «Большая часть членов [комиссии] не знала русского языка и потому выбор пал на меня, как на понимавшего и говорившего по-немецки и по-французски, чтобы составлять протоколы, переводить и записывать все, часто весьма горячие, прения… Кавказ! Кавказ! Где на каждом шагу увлекает или красивая местность, или величавые виды кавказского хребта», — вспоминал Левицкий. Ему удалось сделать удачные снимки. Вот только для переноски оборудования пришлось откомандировать солдат. Позже Левицкий инициирует создание более легкой камеры с мехами, позволявшей делать изображения разного формата — камеры, с которой фотограф мог бы справиться без помощников.
Уйдя вскоре со службы, отставной чиновник через Вену и Рим направляется в Париж, слушать курс физики и химии в Сорбонне. И по дороге пользуется любой возможностью для пополнения профессионального багажа, встречаясь с производителями объективов и изучая преимущества различных химических процессов.
В Риме Левицкий делает прославившее его групповое фото русских художников и скульпторов, среди которых оказался и Н. В. Гоголь. Это уникальное изображение Гоголя увеличили и растиражировали потом в виде «одиночного» портрета. В Париже Сергей Львович перезнакомился со всеми корифеями дагеротипии и оптики, а сделанные им снимки удостоились медали на промышленной выставке. Однако после революционных событий 1848 года русскому мастеру пришлось покинуть Францию. К этому же времени относится и размолвка с Александром Герценом: тайная полиция перехватила несколько личных писем Левицкого к родным в Россию, где он писал, что Герцен «кутит с демократами», а его мать «дает деньги коммунистам и баррикадистам с целой Европы». Письма были подшиты к делу, которое привело к лишению Герцена возможности вернуться на родину. Братья прояснят все вопросы позже, когда снова встретятся в Париже уже в начале 1860-х годов. А пока что публицист Герцен остается в Европе основывать Вольную Русскую типографию, а фотограф Левицкий возвращается в Петербург и открывает собственное фотоателье, которое быстро завоевывает популярность. Ему позируют выдающиеся люди того времени, писатели и поэты, князья и царская семья. К 1856 году относится знаменитый групповой портрет писателей — сотрудников журнала «Современник», где в одном кадре Левицкому удалось собрать Л. Толстого, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича, А. Островского. В тот же год фотограф пополняет свою «галерею литераторов» портретами других классиков.
В конце 1850-х годов Сергей Левицкий получает возможность снова работать в Париже: ателье на улице Шуазель под его началом пользуется не меньшим успехом, чем петербургское. Именно там состоится, по выражению Герцена, «замирение с Левицким», результатом которого станет «превосходный портрет», воспроизведенный затем с фотографии несколькими живописцами. Это известное фото сидящего, облокотившегося на стол мыслителя. Позже Левицкий сделает не менее эффектный «двойной портрет» Александра Ивановича.
Как отмечалось в многочисленных хвалебных статьях о Левицком (многие из которых публиковались и при жизни фотографа), Левицкий славился, прежде всего, качеством снимков. Он первым использовал техническую ретушь негатива, устраняющую мелкие дефекты фотоматериалов, хотя и был против ретуши «угодливо-декоративной, угождающей неразвитым художественным вкусам заказчиков». В своем творчестве фотомастер всегда стремился к естественности поз, мягкости освещения.
Во второй половине 1860-х годов Левицкий возвращается в Россию. Он удостоился звания фотографа и французского императора Наполеона III, и российского императора Александра II. До последних лет жизни, даже передав дело сыну, Льву Сергеевичу, Левицкий не переставал следить за развитием искусства фотографии, публиковал статьи о технических новинках в специализированных журналах. В истории русской фотографии имя С.Л. Левицкого — едва ли не самое значимое.
На выставке использованы подлинные материалы фондов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, раритеты из семьи писателя. Впервые выставляется альбом сестры фотографа, хранившийся у Софьи Львовны Поленовой (урожденной Левицкой), с неизвестным автографом А.И. Герцена.
Кураторы: Светлана Головко, Екатерина Ченчиковская.
Посещение выставки по входным билетам в музей.
При входе на территорию музея просим использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), а также соблюдать социальную дистанцию.
Москва, пер. Сивцев Вражек, 27
+7 499 241-58-59