НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Книги XVIII–XIX веков в изданиях Вольной русской типографии Герцена - Огарева

c 16 декабря 2021 по 3 марта 2022Москва
Афиша
А.И. Герцен. Фотография С.Л. Левицкого. 1865
Записки императрицы Екатерины II. 1859
Князь М. Щербатов и А. Радищев. 1858
Выставка «Книги XVIII–XIX веков в изданиях Вольной русской типографии Герцена — Огарева»

Дом-музей А.И. Герцена

16 декабря 2021 — 3 марта 2022

«Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед…» /А.И. Герцен/

23 августа 1852 года изгнанник Герцен вступил на далекий берег «суровой Англии». Крушение «частного» и «общего» в его нелегкой судьбе не остановило деятельности издателя и писателя. Идея русской бесцензурной печати, зревшая с 1849 года, постепенно обретала реальные контуры, воплощалась в жизнь.

Когда Россия безмолвствовала, когда число обязательных цензур возрастало с каждым днем, а печатное слово напоминало Герцену того героя из Моцартовой «Волшебной флейты», который пел с замком на губах, ему показалось — время пришло. «Охота говорить с чужими проходит», — посчитал Герцен. Пора «дать русской мысли свободную трибуну, чтобы разоблачать чудовищные деяния петербургского правительства». Необходимо снова «завести речь со своими». «Писем не пропускают — книги сами пройдут»; писать нельзя — будем печатать. Герцен «решился на труд», взялся за два главных дела своей жизни — за «Былое и думы» и Вольную русскую типографию.

Герцен призывал присылать «все писанное в духе свободы»: от научных и фактических статей до потаенных сочинений Пушкина и декабристов. Двери открыты для всех: «Открытая вольная речь — великое дело; без вольной речи — нет вольного человека…» Призыв Герцена свободно печататься в его типографии, посылать потаенные материалы, чтобы в России они обрели силу печатного слова, до поры не был услышан. Только в период апогея деятельности Герцена и Огарева (1858–1862) огромную популярность приобрели и альманах «Полярная звезда», и могучий «Колокол».

Настало время издания важных историко-политических документов и воспоминаний XVIII — первой четверти XIX века, почти недоступных российскому читателю. «Всякое правдивое сказание, всякое живое слово, всякое современное свидетельство, относящееся к нашей истории за последние сто лет, — полагал Герцен, — чрезвычайно важно. Время это едва теперь начинает быть известным. Времена татарского ига и московских царей нам несравненно знакомее царствований Екатерины, Павла. История императоров — канцелярская тайна, она была сведена на дифирамб побед и на риторику подобострастия».

Герцен разносторонне осветил политическую историю России с древнейших времен до середины XIX века (восстание 14 декабря 1825 года, выступление петрашевцев, дворцовые перевороты 1762, 1801 и др.), полемически направив свой труд против сочинений, видевших в России лишь «фасадную империю» и самодержавно-крепостнический деспотизм. XVIII век представлен в Вольной печати материалами от времени Петра I вплоть до гибели Павла I. Среди авторов этих документов парадоксально соседствуют люди различных, порой противоположных политических убеждений: А.Н. Радищев и Екатерина II, просветитель Е.Р. Дашкова, правдолюбец, масон И.В. Лопухин и консерватор М.М. Щербатов.

Главные герценовские публикации — конволют «Путешествие из Петербурга в Москву» и «О повреждении нравов в России» (1858); «Записки императрицы Екатерины II» (1859), «Записки княгини Е.Р. Дашковой» (1859), «Исторические сборники Вольной русской типографии» (1859, 1861), «Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора И.В. Лопухина…» (1859), так или иначе связаны с тайной историей двора. В них присутствовала отмеченная Герценом особенность: «…постоянно забывалось одно — Россия и народ, — о них даже не упоминали». Нелегкая судьба постигла каждый из публикуемых памятников, оставив четкий след в общественно-политическом движении.

На выставке представлены редкие материалы и книги из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, давно ставшие библиографической редкостью.

Кураторы: Ирена Желвакова, Светлана Головко

Дом-музей А.И. Герцена

Москва, Сивцев Вражек, 27

www.museum.ru/N79095
Ваше мнение »»

»»Дом-музей А.И. Герцена
Адрес:город Москва, пер. Сивцев Вражек, 27
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Смоленская", тролл. Б, №№ 10, 17, 39, авт. №№ 64, 132 до ост. "Смоленская площадь"; тролл. №№ 5, 15, 31 до ост. "Сивцев Вражек"
Телефоны:(499) 241-58-59
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.05.2022  x    ?  


Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022

Открытие Большого китайского кабинета в Китайском дворце (парк Ораниенбаум)

Выставка «Петр I. Мифы и легенды» в музее-заповеднике «Коломенское»

День города в Петропавловской крепости

VII Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE в Третьяковской галерее

В Русском музее завершилась реставрация картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке»

Человек и его ландшафты. Выставка в рамках фестиваля современного искусства «Территория. Якутск»

Выставка «Фамильные ценности» в Музее AZ

Всероссийская акция "Библионочь - 2022" в Российской национальной библиотеке

Гурий Захаров. Татьяна Соколова. Вдвоём

День эколога в Дарвиновском музее

Выставка-событие к 20-летию выхода на экраны фильма А.Н. Сокурова «Русский ковчег» в Эрмитаже

Приморская государственная картинная галерея представляет икону «Вознесение Господне»

Выставка «Михаил Шолохов: ˮ… Радость возвращения домой“»

Михаил Назаров. Живопись. Акварель

Межмузейная выставка «Петр Великий и его эпоха в работах художников» в Ростове

«Муарстерские» в Mузее архитектуры

«КиноКоломенское»

Библионочь-2022: программа «Понедельник начинается в субботу» в Российской библиотеке для молодёжи

"Люблю тебя, Петра творенье…". Санкт-Петербург на фарфоре

Фестиваль песчаных скульптур "Величие России. От Петра Первого до наших дней"

Выставка «Япония далекая и близкая»

Первая Всероссийская биеннале печатной графики юных художников «Эстамп - это здо́рово!».

Выставка «И дольше века длится день...» в Музейно-выставочном центре «Петербургский художник»

Владимир Снытко. Палитра Зевса

Презентация поэтического сборника Евгения Стрелкова «Гибриды» в Арсенале, Н. Новгород

Вигилиус Эриксен - портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения

Николай Жоголев. Графика

2-я выставка. Привет через 100 лет!

Выставка "Мода на полоски" в Дарвиновском музее

О времени и о себе

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I» в музее-заповеднике «Царицыно»

В Музеях Московского Кремля состоится музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе»

"Волшебная утиная страна" - выставка в Феодосийском музее А.С. Грина

Эдуард Крылов. Историческая экспозиция мира Морфоза


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru