Выставка «Книги XVIII–XIX веков в изданиях Вольной русской типографии Герцена — Огарева»
Дом-музей А.И. Герцена
16 декабря 2021 — 3 марта 2022
«Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед…» /А.И. Герцен/
23 августа 1852 года изгнанник Герцен вступил на далекий берег «суровой Англии». Крушение «частного» и «общего» в его нелегкой судьбе не остановило деятельности издателя и писателя. Идея русской бесцензурной печати, зревшая с 1849 года, постепенно обретала реальные контуры, воплощалась в жизнь.
Когда Россия безмолвствовала, когда число обязательных цензур возрастало с каждым днем, а печатное слово напоминало Герцену того героя из Моцартовой «Волшебной флейты», который пел с замком на губах, ему показалось — время пришло. «Охота говорить с чужими проходит», — посчитал Герцен. Пора «дать русской мысли свободную трибуну, чтобы разоблачать чудовищные деяния петербургского правительства». Необходимо снова «завести речь со своими». «Писем не пропускают — книги сами пройдут»; писать нельзя — будем печатать. Герцен «решился на труд», взялся за два главных дела своей жизни — за «Былое и думы» и Вольную русскую типографию.
Герцен призывал присылать «все писанное в духе свободы»: от научных и фактических статей до потаенных сочинений Пушкина и декабристов. Двери открыты для всех: «Открытая вольная речь — великое дело; без вольной речи — нет вольного человека…» Призыв Герцена свободно печататься в его типографии, посылать потаенные материалы, чтобы в России они обрели силу печатного слова, до поры не был услышан. Только в период апогея деятельности Герцена и Огарева (1858–1862) огромную популярность приобрели и альманах «Полярная звезда», и могучий «Колокол».
Настало время издания важных историко-политических документов и воспоминаний XVIII — первой четверти XIX века, почти недоступных российскому читателю. «Всякое правдивое сказание, всякое живое слово, всякое современное свидетельство, относящееся к нашей истории за последние сто лет, — полагал Герцен, — чрезвычайно важно. Время это едва теперь начинает быть известным. Времена татарского ига и московских царей нам несравненно знакомее царствований Екатерины, Павла. История императоров — канцелярская тайна, она была сведена на дифирамб побед и на риторику подобострастия».
Герцен разносторонне осветил политическую историю России с древнейших времен до середины XIX века (восстание 14 декабря 1825 года, выступление петрашевцев, дворцовые перевороты 1762, 1801 и др.), полемически направив свой труд против сочинений, видевших в России лишь «фасадную империю» и самодержавно-крепостнический деспотизм. XVIII век представлен в Вольной печати материалами от времени Петра I вплоть до гибели Павла I. Среди авторов этих документов парадоксально соседствуют люди различных, порой противоположных политических убеждений: А.Н. Радищев и Екатерина II, просветитель Е.Р. Дашкова, правдолюбец, масон И.В. Лопухин и консерватор М.М. Щербатов.
Главные герценовские публикации — конволют «Путешествие из Петербурга в Москву» и «О повреждении нравов в России» (1858); «Записки императрицы Екатерины II» (1859), «Записки княгини Е.Р. Дашковой» (1859), «Исторические сборники Вольной русской типографии» (1859, 1861), «Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора И.В. Лопухина…» (1859), так или иначе связаны с тайной историей двора. В них присутствовала отмеченная Герценом особенность: «…постоянно забывалось одно — Россия и народ, — о них даже не упоминали». Нелегкая судьба постигла каждый из публикуемых памятников, оставив четкий след в общественно-политическом движении.
На выставке представлены редкие материалы и книги из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, давно ставшие библиографической редкостью.
Кураторы: Ирена Желвакова, Светлана Головко
Дом-музей А.И. Герцена
Москва, Сивцев Вражек, 27