22 февраля в Государственном музее истории религии открылась выставка, рассказывающая о таком необычном аспекте религий Китая и Японии как вера в душу, духов и способы коммуникации с ними. На выставке представлены: китайские домашние алтари, храмовая утварь и ритуальные предметы, графика, маски, мелкая пластика - более 80 экспонатов из собрания Государственного музея истории религии.
Выставка разделена на два основных раздела. Первый раздел рассказывает о вере в духов, душу и связанный с этим культ предков и божеств-защитников. Второй раздел посвящен практикам экзорцизма.
Для традиционного китайского и японского мировоззрений характерна вера в многочисленных духов в одушевлённость всей (живой и неживой) природы. В религиоведения такая система верований называется анимизм (от латинского anima – дух, жизнь). По мнению английского антрополога Эдуарда Барнета Тайлора анимизм был тем основанием, из которого позднее проросло необъятное древо всех религий.
В Китае вера в одушевленность окружающего нас мира дополняется представлением о десяти человеческих душах: трех небесных душах «хунь» и семи земных душах «по». Души «по» управляют телесным процессами и после смерти нуждаются в регулярных подношениях. Часть земных душ остается вместе с родственниками и пребывает в виде таблички на домашнем алтаре, часть отправляется к Желтым источникам (в загробный мир). Считается, что в случае, если смерть носила насильственный характер или не был соблюден похоронный обряд, дух умершего может обратиться в демона-призрака. В Японии вера в то, что земля населена восемью миллиардами богов-ками, дополняется представлением о множестве духов и иных мистических существ. Люди считаются потомками богов и имеют сложное строение души. Она состоит из нигимитама – «мягкой», созидающей души и арамитама – души «жесткой», необузданной.
И в Китае, и в Японии почитание предков и ритуалы умиротворения их душ восходят к глубокой древности. Оставаясь самыми популярными и устойчивыми религиозными практиками вплоть до наших дней, они нашли свое выражение в регулярном воздаянии почестей умершим родственникам. Поклонение предкам рассматривается как взаимное соглашение между мертвыми и живыми, в котором последние заботятся о предполагаемых физических потребностях первых. Взамен предки благосклонно участвуют в делах живых, принося членам семьи удачу в делах и финансовый успех. Мертвые считаются такими же членами семьи, как и живые. В жилых домах обустраиваются алтари, где устанавливаются деревянные таблички с надписями, на которых записаны имена и достижения наиболее важных предков мужского (иногда женского) пола.
Широкой популярностью пользуются практики, направленные на усмирение тех духов, которые, в силу определенных обстоятельств, имеют вредоносный характер. Для этого проводят специальные ритуалы очищения и умиротворения духов, а также обращаются за помощью к специальным божествам-защитникам. Среди них в Китае наибольшей популярностью пользуется Чжун Куй, а в Японии - Минамото но Ёримицу. Для защиты от вторжения демонических сил прибегают к магической силе различных предметов – вритуальных колокольчиков, зеркал, амулетов и талисманов, которые призваны очистить пространство от злых духов и демонов.