Александр Иванов. На пути к храму
Выставка открыта с 21 октября по 16 апреля 2023
Состав выставки: 19 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи
Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвертой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой религиозной живописи и к монументальному искусству.
Экспозиция "На пути к храму" предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл "Библейские эскизы", но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.
Выставка включает эскизы неосуществленного запрестольного образа "Воскресение Христово" в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846-1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название "Протобиблейские эскизы". В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу "Библейские эскизы".
В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794-1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов - "Преображение" и "Вознесение". Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной "Явление Христа народу (Явление Мессии)", старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь "о доставлении себе способов на окончание картины", в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа "Воскресение Христово", надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.
Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трех месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: "Вознесение праведных", "Изведение из гробов", "Праведники парят над пустыми гробами". К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.
В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырех евангелистов. Образ "Воскресение Христово" остался за Карлом Брюлловым (1799-1852).
Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение "в глубину нового предмета" оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, "всемирного" храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации - в 1851 году.
Иванов предполагал, что этот храм "в духе Успенского собора и Василия Блаженного" будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы "великолепием своим, огромностью и обширностью" превзошел "все доселе существующие". Художник представлял храм как "результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле", а себя видел в числе его живописцев.
Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: "Бог благословляет Адама и Еву", "Изгнание из рая".
Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон - тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог" (псалом 17). В этом эскизе, предназначавшемся для "всемирного" храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек "от самого создания мира до Христа" - "в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять".
В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла "Сотворение мира" Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков - само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщенность форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.
Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла "Библейские эскизы". Они стали для Иванова подготовительным этапом к осуществлению цикла, во многом определили грандиозный замысел художника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в подходе к изображению канонических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов демонстрировал блестящее мастерство. В поисках своего храма великолепный рисовальщик создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.
Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11