17 февраля 2023 года в 11.00 в Музее-квартире А.И. Куинджи начинает работу выставка "Мастера русского импрессионизма". В экспозиции представлены работы С.А. Виноградова, С.Ю. Жуковского, К.А. Коровина, А.И. Савинова и В.А. Серова из собрания Музея Академии художеств.
Выставка посвящена яркому явлению в истории русской живописи конца XIX - начала XX века. Вдохновленные примером французских импрессионистов - Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, которые в 1870-х годах совершили настоящий переворот в живописи, - в новой стилистике стали писать живописцы других стран, в том числе и России.
Термин "импрессионизм" (от. франц. impression - впечатление) возник в Париже в 1874 году. Новаторство художников-импрессионистов состояло, прежде всего, в новом способе ви?дения. Эти мастера восхищались не отдельными проявлениями реальности, а повседневностью во всей ее полноте. Любой, самый непритязательный сюжет - зеваки на улице, скачки, завсегдатаи кафе - мог, при условии живописности, превратиться в картину, чудо красочных гармоний. Работы импрессионистов можно сравнить с новым для того времени искусством - фотографией: в обоих случаях перед зрителем предстает "моментальный снимок" действительности. Но если фото сохраняет застывший мир, то живописное полотно должно передать живую жизнь с ее вечной изменчивостью. Свежесть впечатления создавалась как необычной "обрезанной" композицией, так и богатством световоздушной среды. Художники работали на пленэре, где изучали эффекты прямого и отраженного света, взаимоотношения цветов в тенях, нюансы воздушной перспективы. Чтобы воспроизвести все это на картине, они писали раздельными мазками чистых несмешанных красок, которые на расстоянии сливались в единое живописное целое. Отсюда вибрация, "трепетное дыхание" образов импрессионистов.
В нашей стране импрессионизм не стал художественной философией, как не появилось и сплоченной группы единомышленников. Однако выдающиеся пейзажисты отечественной школы рубежа XIX-XX веков, такие как К.А. Коровин, В.А. Серов, С.Ю. Жуковский, С.А. Виноградов, А.И. Савинов, сближаются с "художниками впечатления" во многих отношениях. Это и особенная свежесть восприятия натуры, интерес к цвету и свету, "эскизная" манера письма с широким энергичным мазком, а также приподнятое, мажорное настроение работ.
В то же время их искусство отличает бо́льшая материальность и осязательность предметов, которые не растворяются в световоздушной среде. Пространство в их картинах более упорядочено. Наконец, русские художники редко пишут городскую жизнь, отдавая предпочтение сельской местности.
Мастера русского импрессионизма, несомненно, открыли новую страницу в истории отечественного искусства. Утверждение самоценности живописи как таковой позволило освободить ее от литературной и социальной "тенденции" и во многом подготовило почву для появления русского авангарда.
Когда: 17 февраля - 14 мая 2023
Где: Музей-квартира А.И. Куинджи. С.-Петербург, Биржевой переулок, дом 1/10, кв. 11.