Бахрушинский музей подготовил издание из серии "Всё об этом спектакле". Книгу "Гамлет" в скором времени можно будет купить в интернет-магазине и в филиалах Бахрушинского музея.
В 1971 году в московском Театре на Таганке прошла премьера знаменитого спектакля Юрия Любимова "Гамлет" с Владимиром Высоцким в главной роли. Постановка не сходила со сцены девять лет и была исключена из репертуара в день смерти Высоцкого. Новое издание Бахрушинского музея "Гамлет. Всё об этом спектакле" открывает неизвестную часть истории легендарной постановки, совершившей настоящую революцию в российском театре. На днях книга выйдет из типографии.
Серия "Всё об этом спектакле" посвящена работам знаменитого художника Давида Боровского, с чьим именем в мировом театре связана новая эпоха в сценографии. Боровский сотрудничал с Любимовым тридцать лет, а до "Гамлета" сделал вместе с режиссером пять спектаклей, создавая собственную эстетику Театра на Таганке. Декорации Боровского к "Гамлету" называют одной из самых ярких творческих находок спектакля.
Так, именно Боровский придумал занавес из нейлоновой рыболовной сети, в которую были вплетены различные узоры из грубой толстой шерсти. Кроме самого художника и его жены Марины над его плетением работали студенты художественных училищ и даже поклонники актеров Театра на Таганке. Занавес получился фактурным, "монументальным", 12 на 10 метров, при этом мобильным, благодаря уникальной инженерной конструкции его можно было перемещать в разных направлениях. Такoе решение помогло создавать потрясающие визуальные эффекты. Наравне с актерами занавес стал одним из героев спектакля, символом неотвратимости судьбы и рока, обреченной, но вместе с тем мужественной борьбы человека со смертью. Костюмы персонажей Боровский также предложил изготовить из грубой шерсти, создал серию эскизов. Макет к спектаклю, созданный художником, хранится в филиале Бахрушинского музея - Творческой мастерской театрального художника Д.Л. Боровского.
Издание, подготовленное Бахрушинским музеем, состоит из двух частей. В первой, посвященной "Гамлету" 1971 года, собраны расшифровки звукозаписей репетиций и худсоветов, а также фотографии, документы и замечания цензоров. Кроме того, здесь впервые публикуются эскизы из собрания Бахрушинского музея, демонстрирующие своеобразие сценографического рисунка Давида Боровского.
Во второй части Юрий Любимов подробно рассказывает о своем режиссерском замысле, который лег в основу сценической версии "Гамлета" в Театре Хеймаркет (Haymarket Theatre) в Лестере в 1989 году. На протяжении восемнадцати лет он переосмысливал свой режиссерский опыт, чтобы поставить спектакль на языке Шекспира.
Автор книги Светлана Сидорина много лет работала в Театре на Таганке литературным помощником Любимова и добавила в издание материалы и из своего личного архива. "Об этом спектакле сложилось множество легенд, наверное, еще и потому, что он не был запечатлен на пленку. Остались только небольшие фрагменты, которые удалось снять на репетициях. Легендарная личность Высоцкого, его поэтическое творчество продиктовали режиссеру трактовку пьесы. Гамлет - Высоцкий. Это сопоставление было знаменательным для того времени. Так актер оказывался "героем", а судьба Гамлета получила отражение в судьбе поэта, гражданина и актера Театра на Таганке", - говорит автор книги.