16 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась обновленная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века. Впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников вернулись в залы второго этажа Главного здания. Число представленных произведений увеличено почти в два раза, живопись дополняют памятники скульптуры и прикладного искусства.
Постоянная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века открылась в залах 21, 22 и 23. Куратором выступила заведующая отделом старых мастеров Анна Сулимова. Важная роль будет отведена скульптуре: в зал вернутся терракотовый портрет Пьера Корнеля, исполненный Жан-Жаком Каффиери, а также «Речная нимфа» Клода Клодиона. Также во всех залах будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в особенности ими будет насыщен зал рококо: в нем, кроме произведений живописи, появятся шпалера знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов, мебель и каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века. Вместо демонстрации отдельных произведений кураторы реэкспозиции следуют принципу ансамблевости: таким образом каждый зал обретет свое «лицо».
Впервые после сложной реставрации перед публикой предстанет работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена – «Сатир и нимфа». В обновленную экспозицию войдет и полотно, долгие годы находившееся в запаснике, которое было атрибутированно Анной Сулимовой: мужской портрет работы «неизвестного мастера» обрел авторство Иасента Риго – прославленного портретиста французских королей Людовика XIV и Людовика XV. Также был определено, кто на портрете – барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен.
Проект реэкспозиции залов итальянского искусства XVII–XVIII веков (залы 17-18), открывшийся ранее, подготовила и осуществила хранитель этих работ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Виктория Эммануиловна Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне, приобретенная музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие»; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты. Среди произведений, которые не были представлены ранее, выделяется также «Пейзаж с монахами и отшельниками» Алессандро Маньяско и Антонио Франческо Перуццини, подаренный музею бароном Тиссеном. Впервые после реставрации выставлена картина Доменико Фетти «Давид с головой Голиафа». Кроме того, в обновленную экспозицию вошли бюсты работы Джованни Баттисты Фоджини и стол-консоль, созданный римскими мастерами в середине XVIII века.